5. Деяние 3 — Вернон Макги

Вернон Макги

5. Деяние 3 — Вернон Дж. Макги

Передачу ведет Альберт Лиховинский


Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод


Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем изучение первой части книги Деяний, которая рассказывает нам о том, как Господь Иисус работал в Иерусалиме, посредством Духа Святого и через Своих апостолов. В нашей прошлой передаче мы с вами говорили о возникновении церкви в день Пятидесятницы.

Церковь начала свое существование, когда Святой Дух пришел в этот мир и вошел в сердца верующих. Обитая в верующих, Он наполнял их любовью, силой и благословениями для служения.

Но мы с вами должны понимать, что точно так же, как мы не в силах повторить или воспроизвести события рождества Христова в Вифлееме, мы не можем повторить день Пятидесятницы.

Однако живя двадцать столетий спустя, мы сегодня нуждаемся в силе Святого Духа, пришедшего в тот день. И слава Богу, что сегодня Он пребывает в нашем мире, обличая этот мир, и ограничивая зло, царящее в нем. Как здорово, что мы не должны искать Его сами, ибо Он обитает в сердцах всех тех, кто верует в нашего Господа Иисуса Христа.

Итак, сегодня мы будем изучать третью главу книги Деяний Апостолов, где нам рассказывается об одном из первых чудес церкви — исцелении хромого калеки. Далее идет разговор о евангельской проповеди Петра, на которую откликнулись пять тысяч человек.

Начинается эта глава с чуда исцеления хромого от рождения человека. Прочтем 1-ый стих:

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

В этом стихе сказано, что был час молитвы. В это время в Храме должно было находиться большое количество молящегося народа. Очевидно это было время вечернего жертвоприношения, когда священник входил в святилище с жертвами курений и возносил свои молитвы. Из 1-ой главы Евангелия от Луки, мы узнаем, что именно это служение совершал Захария, отец Иоанна Крестителя, когда ему предстал Ангел Господень у жертвенника курений. Этот жертвенник являлся символом людских молитв. 2-ой стих:

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

Этот человек был рожден хромым. Каждый день близкие приносили его к воротам Храма. Лука пишет, что эти ворота назывались "Красными", или, если переводить оригинал дословно — "Прекрасными".

Подумайте, какой разительный контраст представляют собой эти "Прекрасные" ворота и несчастный калека. Надо сказать, что это хорошо отражает существующий в нашем мире парадокс: человек может совершенствовать окружающие его предметы, но он не в силах сделать совершенным самого себя. Конечно, можно предпринять какие-то внешние действия — постричься или помыться, но это не поможет изменить ту старую природу, которой обладает каждый человек. Разительный контраст представляла собой эта картина — чудесные ворота величественного Храма и хромой от рождения калека. Он сидел там у ворот, прося подаяния. Это был его способ добывать себе пропитание. 3-ий стих:

Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

Из этого стиха следует, что и после дня Пятидесятницы апостолы все еще ходили в Храм молиться. Все верующие в Иерусалиме были либо детьми Израиля, либо прозелитами. И они продолжали ходить молиться Богу в Храм. И вот, этот бедный нищий увидел идущих апостолов, и обратился к ним с просьбой о милостыне. Стихи с 4-го по 6-ой:

Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

После того, как эти двое уделили ему столько внимания, нищий был уверен, что они дадут ему хоть что-то.

Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

Где-то я прочел такую историю. Это происходило в Риме несколько веков спустя после возникновения христианства. Один из святых ранней церкви нечаянно застал своего епископа, когда тот подсчитывал церковные деньги. Не желая мешать этому важному занятию, он решил тихо удалиться. Но епископ, заметив его, сказал: "Божья церковь более уже не может сказать о себе “серебра и золота нет у меня”". И тогда этот святой произнес в ответ: "А также церковь более не в силах сказать немощному калеке: “встань и ходи” …".

В наши дни организованная церковь обладает несметными богатствами.

Я полагаю, что если собрать все имущество различных церквей, то окажется, что это самая богатая структура в мире. И в то же время современной церкви явно недостает силы. Ибо посмотрите, что сделал апостол Петр. Прочтем 7-ой стих:И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,

Мы помним, что написал эту книгу Лука, который по профессии был врачом. И вы, наверное, уже обратили внимание, что всякий раз, когда Лука описывает какое-нибудь чудо, он сообщает много таких деталей, которых мы не найдем ни в одной другой книге Нового Завета. Мы с вами еще не раз столкнемся с этим впоследствии.

Здесь Лука сообщает нам о том, что именно произошло. И мы с вами узнаём, что у этого человека были атрофированы ступни и колени. 8-ой стих:

и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Друзья, обратите внимание на эти слова "ходя и скача". Они встречаются в этом стихе дважды и играют очень важную роль.

Сейчас я немного отклонюсь от темы, чтобы сделать несколько пояснений. Дело в том, что это весьма интересная глава. Из нее мы с вами узнаём, что Петр вновь предлагает Божьему народу Царство. Нужно понимать, что в тот момент церковь состояла на все сто процентов из детей Израиля — в ней не было ни одного язычника. Церковь начиналась с евреев в Иерусалиме и лишь позднее, она двинулась дальше в этот мир. Однако сейчас книга Деяний описывает Иерусалимский период существования церкви.

И не пытайтесь уверить меня, что это была другая диспенсация. В наши дни есть крайние диспенсационалисты, которые называют этот период отдельной диспенсацией. Но на самом деле это не так. Однако в то же время справедливо сказать, что это был переходный период.

Итак, здесь Израилю вновь предложено Царство. Это их последняя возможность принять его. Давайте подумаем, в чем состоят некоторые отличительные черты Царства? Например, мы знаем, что один из признаков наступления Божьего Царства — это когда хромые калеки будут ходить и скакать! Пророк Исаия пишет в 35-ой главе, в 6-ом стихе своей книги именно об этом: "Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки".

Знакомые с Ветхим Заветом евреи, которые в тот день находились в Храме, наверняка изумлялись, видя, как скачет этот человек.

Они знали, что это могло быть началом Царства. Конечно, мы знаем, что Мессия уже был распят, воскрес из мертвых и вознесся на Небеса, воссев одесную Отца. Однако если бы они сейчас приняли Его, Он бы пришел снова.

9-ый и 10-ый стихи:

И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.

Собравшиеся видели исцеленного калеку и узнавали того человека, который раньше сидел у Красных дверей Храма, прося милостыни. Не сомневаюсь, что они осознавали значение произошедшего чуда. Я боюсь, что в наши дни найдется немало людей, которые не понимают значимости данного отрывка. 11-ый стих:

И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

Являлось ли это происшествие началом Царства? На протяжении нескольких предыдущих недель в Иерусалиме происходили грандиозные события. Все эти люди были свидетелями распятия Иисуса, а также Его воскресения. И главное, что у них на глазах только что произошли события дня Пятидесятницы. Они все были изумлены.

Далее, начиная с 12-го стиха, апостол Петр обращается к народу с призывом:

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

Обратите внимание, что Петр здесь обращается к своим соплеменникам. Дело в том, что это был израильский период церкви. Церковь еще не начала своего движения по этому миру. Никто в Риме еще даже не слышал о христианстве, не говоря уже о других странах мира. Все эти события происходили в Иерусалиме.

Петр совершенно ясно говорит собравшимся, что чудо исцеления этого калеки не было совершено его собственной силой. И далее он указывает своим иудейским слушателям на Ветхий Завет. Он говорит им, что если сейчас они пожелают обратиться к Богу, все эти пророчества будут исполнены.

Послушайте некоторые пророчества Ветхого Завета, которые были прекрасно знакомы всем иудеям:

Пророк Захария в 12-ой главе, в 10-ом стихе своей книги пишет: "А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце".

Эти слова исполнились бы, если бы все эти люди обратились к Господу. Но этого не произошло, потому что и в этот раз народ не пожелал принять Иисуса Господом. Они не покаялись и не обратились к Нему. Петр здесь снова приглашает их к Иисусу, но они отказываются прийти.

И по сей день исполнение этого пророчества все еще предстоит в будущем.

Также пророк Иезекииль говорил о Царстве в 36-ой главе своей книги, в 27-ом и 28-ом стихах: "Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом".

А теперь посмотрим 12-ую главу книги пророка Исаии, которая знаменательна тем, что в ней всего лишь шесть стихов. И все шесть стихов говорят о поклонении во время Царства. В начале этой главы есть такие слова: "И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение".

Также мы уже упоминали слова пророка Исаии из 35-ой главы его книги, говорящие о том, что хромые будут скакать, словно олени. В 10-ом стихе той же главы Исаия пишет: "И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся".

Собравшиеся иудеи должны были понять, что этот человек был изображением всего Израильского народа в миниатюре. Если бы они обратились к Богу, все эти обетования были бы исполнены. Прочтем стихи с 13-го по 15-ый:

Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

И вот мы вновь слышим слова о воскресении. Ни разу Симон Петр не произносил проповеди, в которой бы не упоминалось воскресение Христа из мертвых. Апостол Павел также никогда не умалчивал о воскресении. К сожалению, в наши дни многие проповеди вовсе не говорят воскресении Иисуса. Далее, 16-ый стих:

И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

По сути дела Петр здесь говорит: "Разве вы не видите, как скачет этот человек?

Сказано, что именно это будет происходить в Царстве. Вопрос в том, желаете ли вы возвращения Мессии? Желаете ли вы принять Его?" 17-ый и 18-ый стихи:

Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил.

Их прошлые дела требовали от них определенных действий. Они должны были принести покаяние и обратиться. И для них эти слова не были чем-то новым. Тот же самый Исаия писал в 43-ей главе, в 25-ом стихе своей книги: "Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну".

А теперь послушайте следующие слова Петра. Стихи 19-ый и 20-ый:

Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,

Спрашивается, если бы они приняли Иисуса, вернулся бы Он на землю? Ответ на этот вопрос — "Да". Сам Петр говорит, что все произошло бы именно так. И как бы Бог действовал после этого? Откровенно признаюсь вам, друзья: я не знаю, как развивались бы события в этом случае. И если вас удивляет мое неведение, то я скажу вам, что никто во всем мире не знает ответа на этот вопрос. Никто, за исключением Самого Бога. И мы с вами можем придумывать бесчисленное количество "если", на которые невозможно дать ответ. Все, что я знаю — это что народ Израиля не принял Иисуса Христа. Это единственный ответ, который я могу дать на подобное "если". Любые другие ответы являлись бы ничем иным, как пустыми домыслами.

20-ый и 21-ый стихи:

да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.

Некоторые проповедники используют 21-ый стих, чтобы отстоять свое мнение относительно того, что в конце концов каждый человек будет спасен. При этом их главный довод — фраза "времена совершения всего" из этого стиха. Спрашивается, что это за "все", чему предстоит "совершиться"?

В Послании к Филиппийцам, в 3-ей главе, в 8-ом стихе, Павел пишет: "… и все почитаю тщетою…". Говорил ли апостол обо "всем", что существует в этой вселенной? Конечно же, нет. Так что и в 21-ом стихе "все" относится лишь к тому, что следует далее в этом стихе.

То есть речь идет о временах совершения всего того, "что говорил Бог устами святых Своих пророков". Пророки говорили о возрождении Израиля, однако нигде в Писании мы не найдем пророчеств об обращении умерших грешников.

22-ой и 23-ий стихи:

Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.

Народ Израиля стоял перед лицом великого суда. В 70-ом году нашей эры римский полководец Тит пришел со своими войсками и разрушил Святой Город. По оценкам историков тогда погибло около миллиона человек, а оставшиеся в живых евреи были проданы в рабство в разные уголки Римской Империи. На этих людей действительно обрушился Божий суд. Стихи с 24-го по 26-ой:

И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

Это был переходный период. Евреи получили последний шанс, когда они еще могли принять Мессию. И поскольку они отвергли предоставленную им возможность, позднее Господь призвал Павла, который стал апостолом у язычников. Рассуждения о том, что могло произойти, если бы народ Израиля обратился тогда к Богу, являются пустым и неблагодарным занятием, ибо эти люди так и не обратились. Но для Бога все то, что делает человек, никогда не является удивительным и неожиданным. Наш Бог все равно продолжает воплощать все, согласно Своему плану и замыслу, несмотря ни на что. Давайте помнить об этом, друзья!

Этим я хочу закончить нашу лекцию сегодня. До новых встреч, дорогие друзья.