4. Деяния 2:14-47 — Вернон Макги

Вернон Макги

4. Деяния 2:14-47 — Вернон Дж. Макги

Передачу ведет Альберт Лиховинский


Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод


Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем изучение 2-ой главы книги Деяний Апостолов. В прошлой передаче мы уже говорили, что эту главу можно разделить на две части. В первых тринадцати стихах нам рассказывается о приходе Святого Духа в этот мир. Об этом у нас шла речь в нашей прошлой лекции. Оставшаяся часть 2-ой главы приводит первую в истории церкви проповедь. Об этом мы поговорим сегодня.

Все это происходило в День Пятидесятницы. В тот день Святой Дух пришел, чтобы призвать всех верующих и объединить их в единую церковь. За день до Пятидесятницы церкви еще не существовало. Через день после Пятидесятницы, в мире уже была церковь.

Когда в тот день Святой Дух сошел на верующих, крестя их в тело Христа, это сопровождалось необыкновенными явлениями. Исполнившись Святым Духом, ученики Господа, как сказано в 4-ом стихе этой главы, "начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать". Причем эти "иные языки" являлись реальными языками. И видевшие все это люди были смущены и озадачены, ибо каждый из них слышал, как апостолы говорят на его родном наречии.

Однако кто-то из собравшихся решил, что апостолы и остальные верующие пьяны. И вот Симон Петр встает, чтобы ответить на эти нелепые слова неверующих. Стихи с 14-го по 16-ый:

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем:

Обратите внимание, к кому именно обращался Петр. Сказано, что это были "мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме". В те дни Иерусалим являлся исключительно иудейским городом. Понтий Пилат и большинство его людей жили в Кесарии, а не в Иерусалиме. Поэтому неудивительно, что ранняя церковь являлась полностью иудейской. Она состояла исключительно из детей Израиля, и мы с вами должны осознавать этот факт.

Церковь зародилась в Иерусалиме. Затем она переместилась в Самарию, и далее двинулась по всему миру. В Ветхом Завете Иерусалим являлся местом, куда для поклонения должны были приходить все верующие этого мира. Но в Новом Завете верующим дается иная заповедь: оставить Иерусалим и нести Благую Весть во все уголки этого мира.

И вот Петр начинает свою проповедь, приводя отрывок из Писаний Ветхого Завета. Он использовал пророчество Иоиля лишь в качестве ответа на циничные насмешки неверующих. Это была единственная причина, почему апостол использовал данный отрывок. Петр вовсе не утверждает, что события дня Пятидесятницы являются исполнением того, о чем писал пророк Иоиль в своей книге.

Петр как бы говорит: "Почему происходящее кажется вам чем-то странным? В Писании есть пророчество, что нечто подобное однажды случится".

И далее Петр приводит слова пророка Иоиля. Я рад, что апостол Петр использовал именно эти строки из пророчества. Дело в том, что из них становится совершенно ясно, что Петр не пытался указать на точное исполнение данных слов.

Итак, о чем же говорил Иоиль? Прочтем стихи с 17-го по 21-ый:

И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Я никогда не слышал, что кто-либо утверждал, что в день Пятидесятницы Луна превратилась в кровь, а Солнце померкло. Когда Христос был распят на кресте, на землю опустилась тьма, длившаяся целых три часа. Однако в день Пятидесятницы ничего подобного не происходило. Точно так же не было "чудес на небе вверху, и знамений на земле внизу" или "крови, огня и курения дыма". Симон Петр цитирует этот отрывок из книги Иоиля в ответ на циничные слова собравшихся неверующих, дабы показать им, что излияние Духа Божьего не является чем-то странным. Иоиль предсказал его, и оно должно было свершиться.

Друзья мои, слова 2-ой главы книги пророка Иоиля, приведенные апостолом Петром в его проповеди, не исполнились и по сей день. Если мы с вами откроем книгу Иоиля, мы увидим, что пророк очень много говорит о Дне Господнем. Этот День Господень начнется при наступлении периода Великой Скорби. А продолжаться он будет в течение всего Тысячелетнего Царства. В этой книге всего три главы, однако День Господень упомянут целых пять раз. Пророк говорит о том, что это будет время войн, а также время суда над этой землей. Но все эти пророчества до сих пор еще не сбылись. И конечно же они не были исполнены в день Пятидесятницы.

Фактически, во вступительном слове к своей проповеди Симон Петр говорит следующее: "Мужи Иудейские! В происходящем нет ничего странного или неожиданного. Грядет день, когда все это исполнится. И сегодня мы видим нечто подобное".

И далее, после этого вступления, апостол Петр переходит к самой проповеди. 22-ой стих:

Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,

Кстати сказать, я лично считаю, что силы, чудеса и знамения — это совершенно разные вещи. По моему убеждению, чудеса имели одну цель, а знамения совершенно иную. Это были три метода, посредством которых работал Господь.

Прочтем 23-ий и 24-ый стихи:

Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

Петр говорит в этих стихах, что все случившееся с Иисусом, ни коим образом не противоречило Божьему замыслу. Послушайте слова Самого Спасителя, которые мы находим в 10-ой главе, в 17-ом и 18-ом стихах Евангелия от Иоанна: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего". Однако при этом апостол совершенно однозначно указывает, что это не снимает с людей ответственности за происшедшее.

Давайте подумаем, кто нес ответственность за распятие Иисуса Христа? Конечно, инициаторами заговора против Господа были религиозные начальники. И я полагаю, что именно на них главным образом лежит вина за Его смерть. Ведь именно религиозные вожди Израиля подговорили толпу требовать смерти Иисуса, и именно они фактически заставили римского прокуратора распять Спасителя. Так что здесь Петр прямо взваливает вину на своих соплеменников.

Однако на самом деле нет никакого смысла говорить о том, кто именно нес ответственность за смерть Иисуса в то время. Я скажу вам, кто на самом деле повинен в Его смерти: эта вина лежит на нас всех. Ведь Христу пришлось умереть за грехи каждого из нас.

Однако здесь Петр обращается к тем самым людям, которые непосредственно участвовали в заговоре против Господа. И он говорит прямо: "вы взяли Его и, пригвоздив руками беззаконных, убили". Однако это не самая важная часть проповеди Петра, ибо далее он продолжает: "но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти". Как мы видим, апостол проповедовал воскресение Иисуса Христа.

Это была самая первая в истории церкви проповедь. Это было самое начало церкви. Однако посмотрите, на тему этой проповеди. Петр говорил вовсе не о пророчествах Иоиля. Тема проповеди Петра — это воскресение Господа Иисуса Христа. И давайте мы тоже не будем пренебрегать данной темой.

Далее Петр снова цитирует текст Священного Писания. Начиная с 25-го, и по 28-ой стих, апостол приводит слова одного из Псалмов Давида. Это 15-ый Псалом, стихи с 8-го по 10-ый. И обратите внимание, что проповедь Петра помогает нам правильно понять данный Псалом:

Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

Я хочу пояснить, что слово "ад", употребляемое здесь Петром, это на самом деле древнееврейское слово "шеол", то есть "могила".

В 15-ом Псалме Давида говорится о воскресении Христа. В наши дни эти строки уже сбылись. И здесь Симон Петр, будучи исполнен Святым Духом, дает толкование этого ветхозаветного Псалма. Стихи с 29-го по 31-ый:

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

По всей видимости, Петр произносил эту проповедь, находясь в Храме. И вполне возможно, что он указал собравшимся на могилу царя Давида. Когда я был в Израиле, мне довелось посетить то место, где ранее располагался Иерусалимский Храм. Оттуда видна вершина горы Сион, где покоятся останки царя Давида. Здесь Петр по сути дела говорит собравшимся: "Давид не мог говорить о себе, ибо его истлевшее бренное тело лежит здесь. Царь Давид говорил о Том, Кого мы все знали. О том, Кто не познав тления, был воскрешен из мертвых".

Поэтому мы понимаем, что в 15-ом Псалме говорится именно о воскресении Иисуса Христа. Вы могли бы возразить: "Но разве из данного Псалма следует, что Иисус Христос должен был воскреснуть из мертвых". Друзья мои, здесь, во 2-ой главе книги Деяний, мы читаем толкование данного Псалма, приведенное Самим Святым Духом. И теперь мы можем взглянуть на этот Псалом новыми глазами, зная, что он говорит нам о воскресении нашего Господа.

Итак, о чем же проповедовал Симон Петр? Его проповедь была посвящена воскресению Господа Иисуса. Первая в истории церкви проповедь являлась пасхальной проповедью. Собственно, каждая проповедь в ранней церкви являлась пасхальной.

Далее Петр продолжает и цитирует слова 109-го Псалма. Стихи с 32-го по 35-ый:

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Из этих стихов следует, что ветхозаветные святые не восходили на Небеса. В противном случае Давид тоже находился бы там. Но здесь сказано, что "Давид не восшел на небеса". Мы знаем, что однажды святые Ветхого Завета будут воскрешены, дабы обитать на этой земле. А церковь будет взята в Новый Иерусалим. Мы знаем, что новозаветные верующие после своей смерти выходят из тела и водворяются у Господа, как сказано об этом во 2-ом Послании к Коринфянам, в 5-ой главе, в 8-ом стихе.

Апостол говорит собравшимся, что Иисус пребывает на Небесах, одесную Бога. Он будет находиться там до тех пор, пока Ему не придет время вернуться в этот мир, дабы основать Свое Царство. Но даже пребывая с Богом на Небесах, Он по-прежнему продолжает Свой труд в этом мире. 36-ой стих:

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Петр проповедовал воскресение Иисуса Христа, говоря о том, что Христос умер за грехи людей, но восстал от смерти. И мы видим, что проповедь апостола заставила многих иудеев осознать свою вину. Стихи с 37-го по 39-ый:

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Петр говорит им: "Покайтесь и креститесь". Водное крещение должно было стать свидетельством того, что эти люди принесли истинное покаяние и пришли ко Христу.

Фактически Петр говорит собравшимся иудеям: "пусть крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. Это будет свидетельством того, что вы признаете и верите, что вовсе не жертвоприношения, которые вы совершаете в Храме, а именно Иисус может простить вам ваши грехи". Дело в том, что крещение было свидетельством того, что Христос является Агнцем Божьим, Который берет на Себя грехи мира.

Слова Петра были обращены к народу, который имел в своем распоряжении Слово Бога, а так же религию, установленную Самим Богом. И тем не менее, эти люди непрерывно удалялись от Бога, идя своим собственным греховным путем. Вот почему им было велено покаяться. Они должны были оставить свои нечестивые пути и прийти к Богу.

В 38-ом стихе написано: "и получите дар Святаго Духа". Каждый человек, который покаялся и доверился Иисусу Христу, получает дар Святого Духа.

Также обратите внимание на 39-ый стих. Там сказано: "Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним". Здесь апостол говорит о нас, друзья. "Все дальние" — это мы с вами. Стихи 40-ой и 41-ый:

И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

Причем эти люди не просто бездумно произнесли "Молитву кающегося грешника". Все они были истинно возрождены свыше.

Далее нам говорится о том, как жила эта зародившаяся церковь. Прочтем 42-ой стих:

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Как бы вы охарактеризовали истинную церковь? Ответ на данный вопрос можно найти в 42-ом стихе. Обратите внимание на четыре характерных признака, упомянутых здесь:

Во-первых, "они постоянно пребывали в учении Апостолов". Отличительной чертой истинной церкви является не высота купола, и не звук колокола. Главной проверкой подлинности церкви является то, насколько община пребывает в истинном учении. Правильное учение является самым важным атрибутом настоящей церкви.

Во-вторых, эти люди постоянно пребывали в общении. То есть они неустанно говорили друг с другом о Христе.

В-третьих, в ранней церкви постоянно происходило преломление хлеба. Надо сказать, что хлебопреломление — это нечто большее, нежели просто обряд, который мы регулярно совершаем в наших собраниях. Хлебопреломление — это особое общение и связь со Христом.

И в-четвертых, верующие постоянно пребывали в молитве. Я полагаю, что это слабая сторона современной церкви. Как здорово, если бы все христиане поняли, что молитва — это самое большое достояние церкви. Стихи с 43-го по 47-ой:

Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

Заметьте, что именно апостолы обладали этими дарами-знамениями.

Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Никогда церковь не была столь сильна духовно, как это имело место в то время. К сожалению, такое положение просто невозможно в наши дни, поскольку в церкви слишком много плотских христиан.

Но от нас с вами, друзья, зависит то, что делаем мы лично, чтобы изменить существующую ситуацию. Давайте вместе работать над этим.

Этой мыслью мы завершим нашу сегодняшнюю лекцию. До новых встреч, дорогие друзья.