6. Деяние 4 — Вернон Макги
6. Деяние 4 — Вернон Дж. Макги
Передачу ведет Альберт Лиховинский
Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод
Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем изучение книги Деяний Апостолов. Сегодня мы поговорим о 4-ой главе этой книги, где нам рассказывается о первом гонении на церковь. Из этой главы мы узнаём о результатах второй проповеди апостола Петра — в тот день были спасены пять тысяч человек. И мы с вами читаем, что после тех событий апостолы были схвачены и брошены в темницу. Это произошло по подстрекательству саддукеев, и причиной тому была проповедь воскресения Иисуса Христа.
Давайте прочтем первые два стиха этой главы:
Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
Я хочу обратить ваше внимание на один очень интересный момент. Кто был инициатором и движущей силой гонений на Господа Иисуса? Кто в конце концов схватил и умертвил Его? За всем этим, друзья, стояли религиозные начальники Израиля — фарисеи.
Однако, по всей видимости, немало фарисеев являлись верующими. Например, мы с вами хорошо знаем фарисея Никодима. Иосиф из Аримафеи тоже мог быть фарисеем. А еще мы позднее познакомимся с фарисеем Савлом из города Тарса. Очевидно, что было много других фарисеев, которые впоследствии пришли к спасительному знанию Господа Иисуса Христа.
Фарисеи являлись врагами Христа, когда Он был здесь, на этой земле. Но после того, как они избавились от Господа, их вражда и их злоба прошли. Однако теперь саддукеи, которые не верили в воскресение, стали самыми непримиримыми врагами веры. И порождало их ненависть то, что, благодаря апостольским проповедям о воскресении Иисуса Христа, в Иерусалиме появилась церковь.
Кстати сказать, я обнаружил, что самыми ярыми противниками проповеди Евангелия являются вовсе не грешники. Горькие пьяницы, гангстеры и убийцы никогда не мешали мне нести мое служение. Вы знаете, кто доставляет больше всего трудностей проповеднику? Более всего служителям Евангелия обычно досаждают так называемые религиозные деятели. Обычно это либералы, которые лишь утверждают, что они рождены свыше. Но на самом деле они являются настоящими врагами проповеди Благовестия.
И меня ничуть не удивляет, когда я узнаю как много либералов хотели бы избавиться от моего радиослужения.
То есть вовсе не гангстеры, вовсе не преступники, а именно такие религиозные деятели являются нашими истинными врагами. Именно они являются современными "саддукеями". Эти люди не только отрицают свехъествественное. Они отвергают Слово Бога, делая это либо своими словами, либо своими делами. Это важно понять всем нам, друзья.
И точно так же как это делают современные "саддукеи", саддукеи того времени старались доставить неприятности тем, кто проповедовал воскресение. Вы можете проповедовать Иисуса, друзья. Вы можете рассказывать о Нем, как о чудесном, милом человеке. И вам все это сойдет с рук. Но стоит вам начать говорить о Нем, как о могущественном Спасителе, Который пришел в этот мир с Небес, Который осуждал грех и Который умер на кресте за грехи людей, воскреснув в силе и могуществе — и вы сразу же наживете себе врагов. Это самая ненавистная проповедь для многих людей в этом мире. Вот почему когда апостолы проповедовали эту весть, саддукеи схватили их и привели в синедрион. 3-ий и 4-ый стихи:
и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
Все это происходило в Соломоновом притворе Храма после знаменитой проповеди апостола Петра. Я полагаю, что приведенное здесь число уверовавших включает только мужчин. И если уверовали столько мужчин, то сколько же среди них было женщин и детей?! Иными словами, ко Христу в тот день обратилось действительно великое множество народа.
Надо понимать, что происходившее ничуть не напоминало современные евангелизационые мероприятия, когда главной задачей является любыми способами заставить людей произнести молитву покаяния, не думая об их истинном духовном возрождении. Эти люди были истинно обращены. Ни разу с тех пор дело благовестия не было столь результативным. И я не думаю, что пока церковь находится в этом мире, кому-то удастся побить рекорд того дня.
И вот апостолов привели в синедрион. Здесь мы встречаемся теми же самыми первосвященниками — Анной и Каиафой, которые осудили на смерть Господа Иисуса. Прочтем стихи с 5-го по 7-ой:
На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
И вот Петр с Иоанном оказались перед синедрионом. Хромой калека был исцелен, а Петр уже прочел свою вторую проповедь. И члены синедриона требуют от апостолов ответа, какой властью и чьим именем они совершили данное чудо. В ответ Петр произносит свою знаменитую речь. Прочтем 8-ой стих:
Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
Обратите внимание, что Петр был исполнен Святым Духом. Сейчас это уже не было крещение Святым Духом. Крещение Духом произошло ранее, в день Пятидесятницы. В этот раз Петр был именно исполнен Духом Божьим.
К этому исполнению Духом должны стремиться все верующие. И нам, христианам, не следует ждать крещения Духом. Дело в том, что в тот миг, когда мы обратились к Иисусу Христу, Дух Божий крестил нас, присоединяя нас к телу Христа, к телу Церкви. Стихи 9-ый и 10-ый:
Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Обратите внимание, что сам апостол Петр говорит с синедрионом. Наверное вы помните, что ранее, когда Петр открывал рот, он всякий раз попадал в неловкую ситуацию. Однако сейчас он был исполнен Святым Духом. И он говорит именно то, что было необходимо сказать.
Петр спрашивает собравшихся, неужели от них требуют ответа в благодеянии немощному человеку. Этот вопрос проникал в самую суть происходящего!
Далее Петр продолжает свою речь, говоря о Господе Иисусе. Прочтем 11-ый стих:
Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
Иисус Христос — это камень. Помните, как в Евангелии от Матфея, в 16-ой главе, в 18-ом стихе мы читали такие слова Господа: "… и на сем камне Я создам Церковь Мою…". О каком именно "камне" шла речь? "Камень", друзья, — это Сам Христос. Вот и здесь Петр говорит: "Он есть камень". То есть разговор идет вовсе не о церкви, и, конечно же, не о самом Симоне Петре. Нет, этот камень — Господь Иисус Христос из Назарета. Он сделался Главою угла. И все это произошло посредством воскресения. Обратите внимание, что воскресение — это всегда ключевой момент в проповеди Евангелия. 12-ый стих:
ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Если мы вернемся к описанию рождения Иисуса в 1-ой главе Евангелия от Матфея, мы прочтем слова ангела: "… и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их". Наш Господь является Спасителем — это имя Он имел от самого начала. И когда мы принимаем это имя, мы принимаем все, что это имя подразумевает о Нем.
Апостол Петр говорит все это совершенно ясно. И я хотел бы подчеркнуть, что когда человек приходит к Господу, он приходит к Нему за спасением. Нет другого имени под небом, которое могло бы спасти нас.
Закон не сможет нас спасти, религия не в силах сделать этого, никакая церемония в этом мире не может дать нам спасение. Лишь один Иисус в силах помочь нам, и только Его именем человек может обрести мир с Богом.
"Иисус" — это имя человека, Который пришел в наш мир с Небес, чтобы спасти Своих людей от их грехов. И когда кто-то приходит к Нему в вере, он обретает спасение. А более нам обратиться не к кому.
Не кажется ли вам любопытным, что за долгую историю всех религий этого мира, ни одна из них не смогла обеспечить людям уверенности в спасении?
Мой дядя являлся пастором церкви, которая верит в возрождение посредством крещения. То есть его прихожане считают, что для обретения спасения необходимо обязательно принять водное крещение. Однажды я задал своему дяде вопрос: "Если я приму крещение, как вы тому учите, гарантирует ли мне это спасение?" "Нет", — ответил мне он, подумав.
Друзья мои, я скажу вам нечто важное: нет другого имени под небом, которым мы могли бы спастись. И только если мы придем к Нему, если мы доверимся Христу — мы будем спасены. Он и есть гарантия нашего с вами спасения.
В этом состояла великая весть Симона Петра. И этой замечательной мыслью, он заканчивает свое обращение к синедриону. Далее 13-ый стих:
Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
Члены синедриона видели, что апостолы были "людьми некнижными и простыми". Действительно, ни Петр, ни Иоанн никогда не учились в богословских семинариях. Однако все собравшиеся знали, что эти люди были с Иисусом. Как чудесно, когда наша жизнь ясно демонстрирует окружающим нашу связь с Господом! Стихи с 14-го по 16-ый:
Видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
Тронула ли собравшихся речь Петра? Ничуть, друзья. Однако в те дни даже саддукеи не могли опровергнуть факта совершения чудес. И лишь в наши дни, либералы, живущие в совершенно иной культуре целых двадцать столетий спустя, могут отрицать факт совершения чудес. В те времена либералы вынуждены были признать, что "ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего".
Сегодня люди говорят, что если бы они своими глазами увидели чудеса, то они бы уверовали. Но это неправда. Здесь мы видим тех, которые все равно не желали верить, несмотря ни на какие чудеса. К сожалению, мы с вами обладаем той же самой природой, что и все те люди. Проблема кроется вовсе не в интеллекте, проблема кроется в нежелании сердца. Дело в том, что сердца людей безнадежно нечестивы. Неверие возникает не из-за недостатка фактов. Неверие — это внутреннее состояние человека. И вот что решают члены синедриона. 17-ый и 18-ый стихи:
но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
На это апостолы отвечают следующее — прочтем стихи с 19-го по 22-ой:
Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Мы могли бы подумать, что случившееся смягчит членов Синедриона. Но их сердца были тверже камня!
Далее прочтем 23-ий и 24-ый стихи:
Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
Апостолы Петр и Иоанн возвратились в церковь и рассказали всем о происшедшем. В этих стихах мы читаем о том, как происходили собрания в ранней церкви.
Я не думаю, что с тех пор церкви когда-либо удавалось достигать более высокого духовного уровня. И мы видим, что секретом этого являлась молитва. Причем это была не просто молитва, это была песнь радости.
Они славили Господа: "Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и всё, что в них". Я боюсь, что церковь сегодня уже не настолько уверена в этой истине. Однако Господь Иисус — это Бог! А вы, друзья, уверены ли вы, что Иисус является Богом? Этот вопрос является самым главным!
К сожалению, современная церковь не имеет подобной уверенности. Церковь утратила былую силу. Церковь сегодня больше рассуждает о выборе правильных методов и придумывает различные способы, как лучше привлечь в свою среду людей. Однако современные общины, как большие, так и маленькие, являются не более, чем религиозными клубами. К великому сожалению приходится признавать, что свою былую силу церковь утратила.
Ранние верующие были уверены, что Иисус — это Бог. Здесь они ссылаются на слова 2-го Псалма. Прочтем 25-ый и 26-ой стихи:
Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
Начало исполнения слов 2-го Псалма было положено, когда евреи распяли Иисуса Христа. В течение всех последующих веков ненависть к Иисусу и к Самому Богу лишь разрасталась, набирая силу и масштаб, подобно снежной лавине. И в конце концов эта ненависть однажды вырвется наружу в момент окончательного противостояния человека Богу. Стихи с 27-го по 29-ый:
Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
Меня поражают эти слова. Это была великая молитва и великое восхваление Бога. Все верующие единодушно славили Его. Конечно, это вовсе не означает, что эти люди молились одновременно. Однако я уверен, что каждый из них присоединял свое "аминь" к молитвам других христиан.
Обратите внимание, что они молятся вовсе не о прекращении гонений. Они молятся о храбрости и силе, чтобы вынести эти гонения. Ранние верующие значительно отличались от современной церкви, друзья.
30-ый и 31-ый стихи:
тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Обратите внимание на силу, присущую ранней церкви. Именно духовное состояние христиан делало это возможным. Однако все это продолжалось не очень долго. Весьма скоро плоть и мирские соблазны прокрались в сердце общины. Стихи с 32-го по 37-ой:
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
В этом состояло самое сердце евангельской проповеди.
Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.
К сожалению, подобная жизнь могла продолжаться лишь короткое время, благодаря духовному состоянию верующих. Однако глупо утверждать, что мы должны пытаться практиковать в наши дни то же самое. Если бы мы предприняли подобные попытки, мы бы породили совершенный хаос. Почему? Да потому, что сначала нам нужно достичь того же самого духовного уровня, которого мы с вами, к сожалению, сегодня не имеем.
Давайте будем честны сами с собой. Мы очень нуждаемся в более близком общении с Господом Иисусом Христом. Вот почему каждый из нас должен сделать все, что зависит в этом вопросе от него лично!
Этим я хочу закончить сегодня нашу лекцию. До новых встреч, дорогие друзья.