3. Деяния 2:1-13 — Вернон Макги
3. Деяния 2:1-13 — Вернон Дж. Макги
Передачу ведет Альберт Лиховинский
Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод
Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем изучение книги Деяний Апостолов. Сегодня нам предстоит говорить о 2-ой главе этой книги, где рассказывается о дне Пятидесятницы. Данную главу можно разделить на две части. В первых тринадцати стихах говорится о приходе Святого Духа в этот мир. Оставшаяся часть этой главы приводит первую в истории церкви проповедь — знаменитую проповедь апостола Петра.
Давайте прочтем 1-ый стих:
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
Пятидесятница праздновалась спустя пятьдесят дней после Праздника первых плодов, или, как его еще называли, Праздника начатков жатвы. В наших лекциях по книге Левит мы говорили, что праздник Первых плодов являлся символом, олицетворявшим воскресение Иисуса Христа. Действительно, Христос — это первенец воскресения, как сказано в 1-ом послании к Коринфянам, в 15-ой главе, в 23-ем стихе: "каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его".
За каждым праздником Ветхого Завета стояла своя символика. В 1-ом Послании к Коринфянам, в 5-ой главе, в 7-ом стихе Павел писал: "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас". Из этого стиха мы понимаем, что праздник Пасхи возвещал смерть Иисуса Христа. Поскольку значение символа Пасхи исполнилось в смерти Иисуса, а символика Праздника начатков жатвы воплотилась в воскресении Господа, мы вправе полагать, что праздник Пятидесятницы тоже являлся символом какого-то грядущего события. И действительно, этот праздник олицетворял собой рождение церкви, указывая на тот день, о котором рассказывается во 2-ой главе книги Деяний.
За пять минут до появления Святого Духа в день Пятидесятницы церкви еще не существовало. Через пять минут после Его прихода, в этом мире уже была церковь. Святой Дух пришел в наш мир. Он начал крестить верующих, что означало, что Он отождествил их со Христом, сделав их членами Его Тела на этой земле. "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом", пишет Павел в 1-ом послании к Коринфянам, в 12-ой главе, в 13-ом стихе.
Святой Дух начал Свое служение в день Пятидесятницы. В тот день было исполнено значение этого древнего праздника. Причем когда в 1-ом стихе говорится, что "наступил" день Пятидесятницы, это не означает, что было 12 часов дня или 7 часов утра. Это означает, что смысл праздника Пятидесятницы, который Израиль праздновал в течение многих веков, наконец, исполнился. Давайте прочтем 2-ой стих:
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
Теперь я бы хотел привлечь ваше внимание к одной весьма важной детали. Святой Дух невидим, и Его присутствие неподвластно органам чувств человека. Однако в тот день Дух сделал Свой приход явным для людей.
Собравшиеся верующие услышали шум, словно от сильного ветра. Этот шум наполнил собой весь дом, где они находились. Причем нужно понимать, что это вовсе не был ветер. Это был звук "как бы от несущегося ветра". Не нужно думать, что этот шум походил на шелест ветерка в кронах деревьев. Скорее всего, происходившее в тот момент, напоминало неистовый ураган. Я полагаю, что не только собравшиеся, но и все жители Иерусалима услышали этот звук.
Один человек, которому довелось пережить смерч, рассказывал мне о своих впечатлениях. Смерч тогда пронесся в нескольких десятках метров от его дома. Он говорит, что первое, что он услышал, а точнее сказать, почувствовал, – это страшный грохот, как если бы тысяча товарных составов одновременно неслась на него. А на самом деле это был звук сильнейшего ураганного ветра. Я полагаю, что в день Пятидесятницы все, находившиеся в Иерусалиме, слышали нечто похожее. Далее 3-ий стих:
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
Также я хотел бы обратить ваше внимание на то, что эти языки были "как бы огненные". Это вовсе не был настоящий огонь, а лишь видимое проявление сошествия Духа.
Мы видим, что приход Святого Духа в День Пятидесятницы, когда Он сошел на верующих, крестя их в тело Христа, сопровождался необыкновенными явлениями. Однако не следует путать происходившее в тот момент с тем, что мы называем термином "крещение огнем". Крещение огнем — это суд Божий, который еще только предстоит нашему миру. В книге Откровения мы читаем описание гнева Божия, обрушивающегося на землю с Небес. Это уже будет подлинное крещение огнем. Если люди не желают принять крещение Святым Духом, тогда им предстоит иное крещение — крещение огнем, то есть Божий суд. Крещение огнем ожидает тех, кто в своей жизни отверг Иисуса Христа.
В свое время мне довелось посещать молитвенные собрания одной группы пасторов. Там был один служитель, который, кстати сказать, являлся очень хорошим проповедником и замечательным человеком. Однако его теология расходилась в некоторых аспектах с моими убеждениями. Обычно на наших молитвенных собраниях этот пастор молился, чтобы на всех присутствующих сошел небесный огонь. А я обычно молился в ответ: "Господи, ради всего святого, не обрушивай на нас Свой огонь". Дело в том, друзья, что огонь — это суд. Огонь сжигает и уничтожает. И этот судный огонь грядет.
Что же касается дня Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на людей, они видели нечто, лишь по виду напоминавшее огонь.
4-ый стих:
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Этот стих утверждает, что собравшиеся были исполнены Святым Духом. Наверняка вы заметили, что ранее я сказал, что они были крещены Духом. Давайте подумаем, друзья, являлось ли происходившее крещением Святым Духом? Да, друзья. Господь Иисус Сам сказал Своим ученикам, что им предстоит это крещение. Мы читали об этом в 1-ой главе книги Деяний: "И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым".
Тот факт, что они были исполнены Святым Духом, показывает, что остальные служения Святого Духа по отношению к верующим уже имели место. Все это происходило в следующей последовательности:
Сначала они были возрождены. Мы знаем, что человек должен быть рожден свыше. Об этом мы читаем в 5-ом стихе 3-ей главы Евангелия от Иоанна: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".
Также в них вошел Святой Дух Божий. В Послании к Римлянам, в 8-ой главе, в 9-ом стихе сказано: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его".
Затем, Святой Дух наложил на них Свою печать, удостоверяющую их вечные взаимоотношения с Небесным Отцом. Апостол Павел говорит об этом в Послании к Ефесянам, в 1-ой главе, в 13-ом и 14-ом стихах: "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его".
Человек может нанести оскорбление Святому Духу Божьему, но ничто не может оттолкнуть Его. Дух запечатлевает верующего до самого дня искупления. Причем нам вовсе не нужно просить Его об этом. Бог Сам делает все необходимое после того, как мы приходим к Нему в вере. Вера в Иисуса Христа налагает на нас эту печать Святого Духа до самого дня искупления.
И, наконец, последнее: верующие были крещены Святым Духом. Об этом крещении говорил Иоанн Креститель, а также Сам Господь Иисус. Эти слова Господа мы находим в 1-ой главе, в 5-ом стихе Деяний: "ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым". Крещение Духом объединило их всех в единое Тело Христа и ознаменовало собой начало церкви.
И с тех самых пор каждый верующий в Господа Иисуса Христа присоединяется к Его церкви посредством крещения Святым Духом. "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом", пишет Павел в 1-ом Послании к Коринфянам, а 12-ой главе, в 13-ом стихе.
Когда в день Пятидесятницы произошло исполнение Святым Духом, оно показало, что остальные четыре задачи Святого Духа уже были выполнены. Исполнение Духом было необходимо верующим для служения. И то, что произошло в День Пятидесятницы, случилось в результате исполнения Духом, а не вследствие крещения Святым Духом.
И в наши дни все происходит точно так же. Исполнение Святым Духом необходимо верующим для служения. Это единственная работа Святого Духа, в которой мы обязаны принять участие, ибо в Послании к Ефесянам, в 5-ой главе, в 18-ом стихе нам заповедано исполняться Святым Духом. Павел пишет: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом".
Обратите внимание, что до дня Пятидесятницы верующие стремились к этому исполнению Духом. Мы читаем об этом в книге Деяний, в 1-ой главе, в 14-ом стихе: "Все они единодушно пребывали в молитве и молении …". И о чем именно они молились? Они молились о том самом обетовании Господа, что Он пошлет им Свой Святой Дух.
Крещение Святым Духом не является заповедью для нас с вами. А так же крещение Святым Духом — это вовсе не какие-то ощущения или переживания. Это Божья работа, посредством которой в сердце верующего входит Божий Дух, запечатлевая его до самого дня искупления, и присоединяя его к церкви, к Телу Христа. А исполнение Святым Духом это то, что дает человеку возможности для служения. И нам с вами заповедано исполняться Духом.
После того, как ученики Господа исполнились Святым Духом, они, согласно сказанному в 4-ом стихе, "начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать". Причем эти "иные языки" являлись реальными языками. Евреи, жившие на необъятных просторах римской империи, говорили на различных языках. Праздник Пятидесятницы являлся одним из трех религиозных праздников Израиля, когда все взрослые евреи мужского пола должны были собираться в Иерусалим для поклонения.
Паломники собирались со всех уголков римской империи. Причем многие из них не говорили по-еврейски. В этом не было ничего странного, ведь и в наши дни в мире проживают миллионы евреев, которые не знают своего языка. В течение многих лет еврейский язык вообще являлся мертвым языком, и лишь после образования государства Израиль этот язык получил широкое распространение.
Сказано, что "Дух давал им провещевать".
Апостолы были родом из Галилеи и уже в силу своего простого происхождения не могли владеть другими языками. Но теперь они получили эту возможность — Дух дал им ее.
5-ый и 6-ой стихи:
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
Раздавшийся шум привлек народ. Я вспоминаю, как над моим родным городом в первый раз пролетел реактивный самолет. Все жители выбежали из своих домов, стараясь понять причину этого страшного грохота, поскольку прежде никто из нас не слышал ничего подобного. И шум, который довелось слышать людям в Иерусалиме, никто никогда прежде не слышал. Вот почему они бросились к источнику этого шума, то есть куда-то к Храму. А там в это время, по всей видимости, находились все сто двадцать верующих, о которых нам сказано в 1-ой главе, в 15-ом стихе книги Деяний.
Итак, прибежавшие на шум люди оказались в смятении, ибо каждый из них услышал, как апостолы говорят на его родном языке. Очевидно, что языки, на которых говорили ученики Господа, вовсе не являлись пустой тарабарщиной — это были наречия, понятные собравшимся в Иерусалиме людям.
Здесь я также хотел бы упомянуть одно интересное мнение. Некоторые исследователи Библии считают, что на самом деле апостолы говорили на своем родном галилейском наречии. Однако чудо состояло в том, что собравшиеся люди слышали и понимали их. И действительно, здесь сказано, что каждый слышал свое наречие. Так что вполне возможно, что чудо, позволившее преодолеть этот языковой барьер, состояло именно в слышании.
Стихи с 7-го по 11-ый:
И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Там собрались люди с трех континентов. Несомненно, все они говорили на разных языках. Но каждый из собравшихся слышал, как эти полуграмотные жители Галилеи говорят на понятном ему наречии. И нам с вами важно понять, что эти языки были реально существующими языками. Они говорили на языках, которые были понятны собравшимся. 12-ый и 13-ый стихи:
И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Написано, что люди изумлялись. Однако правильнее сказать, что они были ошеломлены, поражены увиденным и услышанным, не понимая происходящего. И кто-то решил, что апостолы и остальные верующие были пьяны. Действительно, пьяный человек обычно становится более разговорчивым. Помните, что писал Павел в Послании к Ефесянам, в 5-ой главе, в 18-ом стихе: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом".
Возможно, многие христиане сегодня тоже нуждаются в исполнении Духом, чтобы сделаться более разговорчивыми. И вовсе не для того, чтобы говорить на неизвестном языке, а чтобы иметь силу возвещать Евангелие другим людям.
Итак, все это происходило в день Пятидесятницы. Это был день, когда Святой Дух пришел призвать всех верующих и объединить их в одну церковь. За день до Пятидесятницы церкви еще не существовало. Через день после Пятидесятницы, в мире уже была церковь. Точно так же как праздник Пятидесятницы в Ветхом Завете праздновался спустя пятьдесят дней после Праздника начатков жатвы, через пятьдесят дней после воскресения из мертвых Господа Иисуса, Святой Дух пришел объединить верующих в Тело Церкви.
И в заключении я бы хотел предостеречь вас, друзья. Мы должны понять, что невозможно воспроизвести события дня Пятидесятницы еще раз. Это был уникальный момент в истории этого мира. Повторить те события мы можем не больше, чем мы можем повторить рождество Христа в Вифлееме.
Представьте себе, что через год после рождения Иисуса, волхвы с востока вновь пришли бы к Ироду с тем же вопросом: "Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему!". А в ответ на недоуменный взгляд Ирода волхвы бы сказали, что им так понравилось приветствовать рождение Спасителя в прошлом году, что они хотят встретить Его появление еще раз.
Нет, Господь родился только один раз, и нам не удастся повторить это событие. И точно так же мы не в силах повторить события дня Пятидесятницы. В тот день Святой Дух пришел в этот мир. Мы с вами не должны более призывать Его или просить Его прийти. Он уже находится в нашем мире.
Иисус сказал нам, что именно Святой Дух будет делать после Своего прихода. Мы читаем об этом в Евангелии от Иоанна, в 16-ой главе, в 14-ом стихе: "Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам". Поэтому всякий раз, когда мы вдруг мы узнаем о Христе что-то новое, и Он становится для нас реальнее и ближе, это является еще одним подтверждением работы Духа Божия, пребывающего в нас. А когда мы возвещаем другим людям о Христе, Святой Дух помогает нам в этом.
Далее в этой главе Лука рассказывает нам о первой в истории этого мира христианской проповеди. Но об этом мы поговорим в нашей следующей передаче. А сегодня наше время подошло к концу. Всего вам доброго, дорогие друзья.