14. Деяния 10:24-11-30 — Вернон Макги
14. Деяния 10:24-11-30 — Вернон Дж. Макги
Передачу ведет Альберт Лиховинский
Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод
Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем изучение 10-ой главы книги Деяний апостолов. Эта глава повествует нам о служении Симона Петра. Здесь нам рассказывается о том, как Петр открыл дверь Евангелия для язычников.
В прошлый раз мы говорили о том, как римскому сотнику по имени Корнилий было дано видение и сказано позвать человека, именуемого Симоном Петром. Апостол Петр тоже получил от Бога видение, открывшее апостолу, что в этом мире нет ничего нечистого. И вот Петр и его товарищи отправляются в дом к этому язычнику Корнилию. Прочтем стихи 24-ый и 25-ый:
В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
Мы должны понимать, друзья, что Корнилий был настоящим язычником. Когда ангел Господень велел ему послать за Симоном Петром, он решил, что Петр — это не просто человек. Поэтому при появлении апостола Корнилий пал к его ногам.
Интересно отметить реакцию Симона Петра. Апостол Петр, друзья, никогда не позволил бы вам склониться перед ним или поцеловать его руку. Стихи с 26-го по 28-ой:
Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
Итак, Петр пришел в дом Корнилия. Осознаете ли вы, что это был за шаг? В первый раз в своей жизни Петр находился в доме у язычника.
Петр все еще был озадачен Божьим повелением, вот почему он начинает разговор весьма недружелюбно. Фактически, Петр говорит: "Никогда прежде я не входил в дом нечистого язычника. И если бы была моя воля, то ноги бы моей здесь не было". Как бы вам понравилось, если бы ваш гость обратился к вам с такими словами? Однако далее апостол добавляет: "Но Бог велел мне никого не считать нечистым. Все мы грешники, и все мы можем получить спасение". 29-ый стих:
Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
Задумайтесь, почему Симон Петр задал этот вопрос? Почему он сразу не начал рассказывать об Иисусе Христе? Дело в том, что за всем происходящим стоял Святой Дух, и именно Дух удержал апостола от поспешных действий.
И это должно стать для нас с вами важным уроком. Очень часто, свидетельствуя, мы излишне торопимся и суетимся. И это понятно: нести свидетельство другому человеку очень непросто. Однако в силу подобного дилетантизма, нередко получается, что наше косноязычное благовестие лишь отталкивает людей.
А на самом деле нужно, чтобы Святой Дух вел нас. Я лично считаю, что самое важное в благовестии — это молитва.
Мы всегда должны начинать с молитвы о человеке. А затем наступит день, когда мы сможем облечь свои молитвы в реальные дела. Просите Бога вести вас в этом, и Он поведет вас — я знаю это, друзья. А если мы начнем свидетельствовать, полагаясь на собственные силы, нас обязательно ожидает неудача.
Сейчас я расскажу вам о моем первом опыте благовестия. В свои студенческие годы я был очень ревностным, но весьма робким свидетелем для Христа, ибо я всегда хотел удостовериться в том, что Святой Дух ведет меня.
Иногда мне приходилось путешествовать. И поскольку денег у меня было очень мало, я не мог позволить себе ездить на автобусе или на поезде. Поэтому обычно я путешествовал на попутных машинах. Однажды меня подвозил один симпатичный человек средних лет. Мы ехали и болтали обо всем на свете, а я в это время молился про себя: "Господи, мне так хочется рассказать этому человеку о Тебе. Но Ты, Боже, должен Сам открыть дверь передо мной. Я не стану сам начинать этот разговор, потому что если я заговорю о Тебе, этот человек примет меня за религиозного фанатика и высадит прямо на дороге". Поэтому мы продолжали ехать и говорить о совершенно посторонних предметах.
Когда до места нашего назначения оставалось менее часа езды, все темы для разговора были уже исчерпаны. Наступила пауза, но я не переставал молиться: "Господь, мы уже почти приехали, но дверь так и не открылась. Но я все равно не стану делать первый шаг, потому что мне не хочется оказаться на дороге. Раскрой передо мной дверь, если хочешь, чтобы я засвидетельствовал ему".
Затем прошло еще минут десять, и вдруг этот человек сказал: "Вчера мы с женой были в церкви. Вообще-то я хожу в церковь не очень часто. Однако вчера проповедник сказал очень интересную вещь. Он сказал, что Иисус должен вернуться на эту землю. А вы что думаете об этом?"
И я, друзья, рассказал ему все, что знал. Я рассказал ему о первом пришествии Господа Иисуса, закончив такими словами: "Второе пришествие Христа сейчас ничего не значит для вас. Вам нужно стать христианином и принять то, что Спаситель сделал для вас в первый раз, если вас интересует Его второе пришествие".
Этот человек внимательно слушал меня. И когда мы прощались, я решился спросить: "А хотелось бы вам принять Иисуса своим Спасителем?" Он ответил, что это было бы здорово. И тогда я объяснил ему, что он сможет сделать это прямо в машине. Мы склонили головы в молитве, и он принял Христа.
Признаюсь вам, друзья, что я бы так и не раскрыл тогда рта, если бы Господь Сам не побудил этого человека начать разговор. Друзья, Святой Дух должен Сам вести нас. Именно так было в случае этого человека, когда Святой Дух приготовил его сердце.
И его обращение было искренним. Позднее, уже став пастором, я однажды увидел среди собравшихся в моей церкви этого человека и его жену. Он просто сидел в зале и улыбался мне. После собрания он сказал мне, что нашел себе очень хорошую церковь в другой части города. Впоследствии я узнал, что он и его жена стали активными христианами. Для меня это был совершенно незабываемый опыт!
Итак, друзья, свидетельствуя, мы должны быть уверены, что Святой Дух ведет нас. Именно поэтому Петр и спросил Корнилия: "для какого дела вы призвали меня?". Прочтем стихи с 30-го по 33-ий:
Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий отвечает Петру: "Я не знаю, зачем я послал за тобой. Но я знаю, что Бог велел мне пригласить некоего Симона Петра, у которого есть весть для меня". Стихи с 34-го по 43-ий:
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
По всей видимости, Корнилий и собравшиеся у него в доме люди уже слышали что-то об Иисусе из Назарета. А также они знали о служении Иоанна Крестителя.
И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Внимательно посмотрите на то, что делает здесь Петр. Он рассказывает собравшимся об Иисусе Христе. Он сообщает этим людям, что Иисус был распят, что Он был погребен, и что Он воскрес из мертвых на третий день. В этом и состоит Евангелие. И из этой Вести ничего выкинуть нельзя.
Друзья, в книге Деяний Апостолов приведены несколько проповедей знаменитых христиан.
Однако мы не найдем среди них ни одной, которая бы не упоминала воскресения нашего Господа Иисуса Христа.
Воскресение — это самое сердце евангельского послания. А если этой детали не упоминать, то не будет и проповеди Евангелия. Иисус Христос умер, был погребен и воскрес из мертвых. Все это исторические факты. И наше отношение к данным фактам определяет нашу вечную судьбу.
Стихи с 44-го по 48-ой:
Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Это событие называют еще "Языческой Пятидесятницей". Петр был изумлен тем, что язычники получили дар Святого Духа. Излияние Божьего Духа было явным, ибо сопровождалось чудесными знамениями. Языки являлись для Симона Петра и для остальных апостолов свидетельством того, что Бог намерен спасти и язычников. Позднее, в 11-ой главе Петр будет говорить об этом событии как о свидетельстве того, что язычники уверовали в Господа Иисуса Христа, и что Бог дал им покаяние в жизнь. А в 15-ой главе книги Деяний Петр вновь вспоминает это событие, говоря, что оно доказывает тот факт, что Дух Святой был дарован другим народам, и что язычники спасаются благодатью Господа Иисуса Христа, точно так же как и евреи.
Нам с вами трудно понять какой барьер существовал между евреями и остальными народами в то время. Иудеи тогда просто не могли поверить, что язычники могут быть спасены. И это несмотря на то, что Сам Господь сказал, что будет именно так.
Этим заканчивается 10-ая глава, и мы приступаем к разговору о главе 11-ой, где Петру приходится держать ответ за происшедшее в доме Корнилия.
Act 11
Прочтем стихи с 1-го по 3-ий 11-й главы:
Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
Итак, в церкви начались споры. Мы с вами должны понимать, что для иудеев поступок Симона Петра был чем-то невероятным. Более того, если бы мы с вами встретились с Симоном Петром за месяц до этих событий, он сам сказал бы нам, что сидеть за одним столом с необрезанными является чем-то ужасным для истинного еврея.
И здесь Петр начинает оправдываться. Он уверяет своих иудейских братьев, что он сделал все, в чем они его обвиняют, не по своей воле, ибо за всеми этими событиями стоял Дух Божий. Стихи с 4-го по 15-ый:
Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
Чувствуется, что Петра по-прежнему поражало все происшедшее.
И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось всё на небо. И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека. Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела святого, который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.
Здесь Петр делится с собравшимися тем, что происходило у него в голове в тот момент. Стихи 16-ый и 17-ый:
Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым". Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
Дар языков был дан язычникам для того, чтобы убедить Симона Петра в том, что Божий Дух действительно снизошел на них. А как иначе Петр мог узнать, что эти люди были крещены Святым Духом, который присоединил их к телу Христа? 18-ый стих:
Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
Итак, даже иудаисты вынуждены были замолчать. Они не могли ничем возразить, ибо было очевидно, что все это пришло от Господа. Все что им оставалось — это прославить Бога. Это был великий день — дверь Евангелия была раскрыта перед язычниками. И мы видим теперь, что Святой Дух готовит все к тому, чтобы нести Евангелие во все уголки этой земли. Стихи с 19-го по 22-ой:
Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
В Антиохии происходила великая работа Божьего Духа. И весть об этом дошла до церкви в Иерусалиме. Поэтому Иерусалимская церковь направила в этот город Варнаву. Как мы с вами скоро узнаем, центр христианства переместился из Иерусалима в Антиохию. 23-ий и 24-ый стихи:
Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
Варнава стал пастором антиохской церкви. И община росла. Но по мере того, как церковь росла, Варнаве становилось очевидно, что ему нужен помощник. И он знал, где ему найти такого человека. Стихи 25-ый и 26-ой:
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
Именно в тот момент верующих в Господа Иисуса Христа стали впервые называть христианами. Я не думаю, что это был оскорбительный термин. Вероятнее всего, это слово лишь указывало на то, что они являются последователями Иисуса. На мой взгляд, это замечательное название.
Далее стихи с 27-го по 30-ый:
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Событие, которое приводит здесь Лука можно подтвердить историческими свидетельствами. Действительно, в то время на территории Ближнего Востока был сильный голод. Но его последствия особенно сильно ощущались в Иерусалиме, где церковь, ко всему прочему, подверглась гонениям и преследованиям. Это действительно была крайняя нужда. Но чудесно видеть, как узы любви и дух братства скрепляли воедино раннюю церковь. Верующие других городов послали помощь страдающей иерусалимской общине.
Мы помним, что именно Савл был тем человеком, который когда-то опустошал церковь в Иерусалиме своими неутомимыми преследованиями верующих. Как чудесно видеть, что преобразившийся Савл своими собственными руками приносит помощь той же самой церкви. Это, друзья, и было практическое христианство. И так должно быть всегда в наши дни.
Этой мыслью я закончу нашу лекцию сегодня. До новых встреч, дорогие друзья.