5. Иакова 1:16-19 — Вернон Макги
5. Иакова 1:16-19 — Вернон Дж. Макги
Передачу ведет Альберт Лиховинский
Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем изучение первой главы Послания Иакова. В двух последних лекциях мы говорили о различных искушениях. Напомню, что искушения, о которых говорит Иаков, бывают двух видов: искушения как испытания, посылаемые нам Богом, и искушения грехом.
В прошлой лекции больше всего внимания мы уделили второй группе искушений, а именно искушениям грехом. При этом мы подчеркивали, что Бог не виноват в том, что мы впадаем в эти искушения и начинаем грешить. Виноваты только мы сами, обольщаясь и увлекаясь собственной похотью. А поскольку наши сегодняшние рассуждения будут непосредственно связаны с тем, о чем мы говорили вчера, то я еще раз прочитаю стихи с 13-го по 15-й из 1-й главы послания Иакова:
В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:13-15).
Слова, записанные ниже, являются продолжением начатой мысли и звучат для нас серьезным предупреждением. Давайте прочтем 16-й стих:
Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные (Иак. 1:16).
«Не обманывайтесь». Использованное здесь слово «обманываться» в оригинале означает блуждать, скитаться или сбиваться с пути. При этом мне вспоминается образ той маленькой заблудшей овцы, о которой Господь Иисус рассказал притчу. Эта притча - о том, как пастырь оставил все стадо и отправился искать одну заблудшую овцу. Призывая нас не обманываться, Иаков как бы говорит: «Не думайте, что какой-то грех может сойти вам с рук». Лично я убежден в том, что человек, у которого грех прочно вошел в привычку, никогда не имел близкого общения с Богом; такой человек никогда не был рожден свыше. Если вы можете жить в грехе и получать от этого удовольствие, то вы не дитя Божье – это совершенно понятно.
Рассказывают историю о том, как однажды поспорили между собой два человека, представители двух разных богословских школ в протестантизме, кальвинист и арминианин. Кальвинисты, как правило, делают акцент на суверенитете Бога, тогда как арминиане подчеркивают свободу воли человека. Кальвинист говорил, что спасенный человек никогда не погибнет; арминианин же стоял на своем, говоря, что спасенный человек погибнуть может. При этом арминианин сказал кальвинисту: «Если бы я придерживался твоих убеждений, да еще при этом был уверен в своем спасении, то ничто не смогло бы удержать меня от греха». На что кальвинист ответил: «Как ты думаешь, сколько грехов нужно совершить искренне верующему человеку, чтобы почувствовать себя счастливым и удовлетворенным?» Позвольте заметить, что это был прекрасный ответ. Если грех способен приносить нам радость и удовлетворение, то нам нужно внимательно проверить себя и спросить: в вере ли мы? Некто заметил: «Человек – это тот, кто грешит, святой человек – это тот, кто сокрушается о грехе, а дьявол – это тот, кто хвалится грехом». Дорогой друг, мы все подвержены искушениям, но давайте постараемся не «зачинать» грехов, потому что в этом случае аборт будет невозможен. Грех и смерть непременно станут конечными результатами союза похоти плоти и искушения. А теперь давайте прочтем следующий 17-й стих:
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17).
У всего есть две стороны: темная и светлая, даже у Луны. В Боге же темной стороны нет. В Нем нет ни тени перемены, тогда как все мы очень изменчивы, и в каждом из нас кроется что-то темное и нехорошее. Об Александре Великом рассказывают следующую историю. После того, как он завоевал практически весь мир и вернулся обратно в Грецию, он нашел своего старого учителя Аристотеля, чтобы рассказать ему обо всех своих свершениях. Случилось, что когда он пришел к Аристотелю, философ принимал ванну. Александр встал в проеме двери и начал рассказывать о своих победах. В конце он добавил: «Теперь я могу дать тебе все, чего бы ты ни пожелал. Говори же, чего ты хочешь?» Тогда Аристотель поднял глаза и попросил: «Пожалуйста, отойди от солнца!» Я хочу сказать, что мы все способны загораживать свет и отбрасывать тень. В Боге же нет ни малейшей тени.
«У Которого нет изменения». Бог не меняется, о чем нам свидетельствуют законы природы. Бог не таков, как многие христиане сегодня – то в духе, то не в духе, и так повторяется изо дня в день. Бог не меняется.
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше». У меня есть друг, который работает в страховом агентстве. Иногда я подшучиваю над формулировками их страховых договоров на недвижимость. В них сказано, что страховка не покрывает некоторые несчастные случаи, которые могут произойти с домом, включая «любые действия Бога». Я спросил у него: «Интересно, как ты думаешь, что Бог собирается сделать с моим домом?» «Ну, - сказал он, - его может снести ураганом или еще чем-нибудь в этом роде». Тогда я спросил: «И что же, ты считаешь, что в этом случае можно будет обвинить Бога?» Я понимал, что формулировка страхового договора была не более, чем штампованной фразой, но так уж повелось, что люди веками обвиняли и продолжают обвинять Бога за стихийные бедствия и подобные происшествия. Дорогой друг, если у вас есть дар добрый, то он дан вам Богом. Вспомните те многочисленные благословения, которыми вы обладаете сегодня: солнечный свет, дождь, облака, зеленая трава, питьевая вода, воздух и многое другое. Вначале Бог дал нам чистый воздух и чистую воду. Человек сам загрязнил все это. Бог дает людям добрые дары. Бог благ! Просто мы с вами до конца не понимаем, насколько Он добр и милостив. Далее, в 18-м стихе Иаков продолжает начатую мысль. Давайте прочтем этот стих:
Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1:18).
Здесь, без всякого сомнения, речь идет не о физическом рождении, а о рождении свыше. Как же Он родил нас? «Словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». «Родил» - значит, произвел на свет. Некоторые люди говорят: «От меня ничего не зависит. Если я предопределен на погибель, то я ничего не могу с этим поделать. А если мне суждено спастись, то я спасусь». В вопросе спасения задействованы две воли – «восхотев, родил Он нас». Я еще раз я подчеркиваю, что для зачатия нужно две стороны, – только в этом случае зачатие возможно. Поэтому, только тогда, когда Его воля сливается с вашим желанием, вы получаете рождение свыше. Не говорите мне, что от вас ничего не зависит, и потому вы ни за что не отвечаете. Воля Бога состоит в том, чтобы никто не погиб. Человек получает рождение свыше от Слова Божьего. Если человек хочет обратиться, верит Слову Божьему и принимает Иисуса Христа как своего Спасителя, то он получает рождение свыше. «[Как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек», читаем мы в Первом Послании Петра в 1-й главе, в 23-м стихе. А теперь давайте посмотрим, какой вывод делает Иаков в следующем стихе из того факта, что мы являемся «начатком Его созданий»:
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак. 1:19).
«Итак, братия мои возлюбленные» – этими словами Иаков обращается здесь к чадам Божьим, то есть, ко всем нам.
«Всякий человек да будет скор на слышание». Что же мы должны спешить услышать? Конечно же, Слово Божье. Вы были рождены от Слова Божьего, но это еще не все. Вам предстоит возрастать при помощи и содействии Слова Божьего. У вас в распоряжении есть нечто действенное и могущественное, что острее меча обоюдоострого, как мы читаем в Послании Евреям в 4-й главе, в 12-м стихе. А в Первом Послании Коринфянам во 2-й главе, в 14-м стихе апостол Павел написал следующие слова: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1 Коринфянам 2:14). Однако в вас как в чадах Божьих обитает Дух Святой, который хочет научить вас истинам Слова Божьего. Создатель Вселенной и Искупитель погибших грешников хочет говорить с тобой, мой дорогой друг. Иаков сказал, обращаясь к тебе и ко мне: «Будь скор на слышание. Будь начеку».
Когда я проповедую на богослужениях в церкви, мне иногда хочется закричать: «Проснитесь» или «Горим», чтобы привлечь внимание слушателей. О, как сильно мы нуждаемся в том, чтобы быть внимательными, чтобы быть «скорыми» на слышание Слова Божьего.
«Медлен на слова». Бог дал нам два уха, но только один рот, – я думаю, что для этого у Него были определенные причины. У нас всегда есть искушение говорить слишком много. Есть верующие, которые считают, что человек должен начать свидетельствовать о Христе с самого момента покаяния. Я лично сомневаюсь в том, что «новорожденный» христиан сразу же готов начать проповедовать о Христе. Если человек обратился к Богу вчера вечером, то уже сегодня мы хотим услышать его свидетельство – особенно, если оно обещает быть ярким или драматичным, например, если этот новообращенный человек богат, если он был гангстером, работал в шоу-бизнесе, или если он какой-то известный политик. Именно такие свидетельства мы любим слушать. Мне часто бывает стыдно за наших церковных солистов, когда они произносят небольшую речь перед тем, как начать петь. Много раз я готов был провалиться сквозь землю от стыда за то, что они говорили. У одной милой девушки был чудесный голос, но когда она встала и сказала: «Я обратилась к Богу всего два месяца назад», я внутренне сжался. Мое беспокойство было не напрасным, потому что все, что она после этого добавила, шло в разрез со Словом Божьим. Я также считаю ужасными свидетельства некоторых голливудских звезд вскоре после обращения к Богу, к которым их побуждают просто в силу их известности. Их богословские познания оставляет желать много лучшего. Им нужно серьезно изучать Слово Божье прежде, чем они выйдут вперед для публичного свидетельства. Бог говорит, что нам нужно быть скорыми на слышание, но медленными на слова.
Кто-нибудь из вас спросит: «Но разве нам не следует свидетельствовать?» Конечно, следует. Но будьте очень внимательны к тому, как и что вы говорите, и вначале тщательно проверьте собственную жизнь. Сохранилось предание о Сократе и одном молодом человеке, которого привели к Сократу в школу. Сократ, как известно, был не только философом, но и учителем. Итак, молодого человека представили Сократу. Но не успел Сократ и рта раскрыть, как молодой человек начал говорить, и говорил он, по меньшей мере, минут десять. Наконец, когда юноша замолчал, Сократ сказал: «Я принимаю тебя в ученики, но только при условии двойной оплаты». Молодой человек удивился: «Почему ты будешь брать с меня вдвое больше, чем с других? - на что Сократ ответил, - Сначала мне придется научить тебя держать язык за зубами, а уже потом говорить». Иаков побуждает нас быть скорыми на слышание и медленными на слова. Христиане должны быть очень осторожны, чтобы не выказать своего невежества в том, что касается Слова Божьего. Слушайте Бога и только потом говорите сами!
«Медлен на гнев». Человек, «медленный на гнев», не спешит раздражаться и злиться. Он не выходит из себя по всякому поводу. Не спорьте! Это особенно относится к тем случаям, когда разговор заходит на религиозные темы. Быть фундаменталистом (то есть придерживаться ортодоксальных или фундаментальных взглядов на богословие) хорошо, но не начинайте сражаться за каждую «черту и йоту» в богословии со всеми подряд, особенно в присутствии тех, кто заведомо не согласен с вами. Давайте не забывать, что мы не обладаем исключительными правами на всю истину.
Слово Божье призывает нас быть «медленными на гнев». Джонатан Эдвардс был третьим по счету президентом Принстона, одного из лучших учебных заведений Америки, и, возможно, одним из самых великих американских мыслителей и проповедников. К несчастью, его дочь обладала неуравновешенным характером. Случилось, что в один прекрасный день студент Принстона, приятный молодой человек, влюбившись в девушку, пришел к Джонатану Эдвардсу и попросил ее руки. (Тогда это был распространенный обычай, который почти забыт в наши дни). Джонатан Эдвардс сказал юноше: «Тебе нельзя на ней жениться». Молодой человек возразил: «Но я люблю ее». Эдвардс повторил: «Нет, тебе нельзя на ней жениться». Молодой человек продолжал настаивать: «Но она любит меня». Тогда Эдвардс в третий раз повторил: «Но тебе все равно нельзя на ней жениться». «Отчего же?» - не выдержал юноша. «Потому что она тебя не стоит, – был ответ Джонатана Эдвардса. - Да, она христианка, но благодать Бога уживается с некоторыми людьми, с которыми не сможет ужиться никто другой». Позвольте мне добавить, что сегодня есть много христиан со вспыльчивым характером, которые своей неуравновешенностью сильно разрушают свою христианскую репутацию.
Итак, давайте подведем итог сказанному сегодня. Не будем обманываться, думая, что в наших грехах или недостатках виноват кто-то другой. Причину следует искать, прежде всего, в себе. С другой стороны, нам не следует отчаиваться, хотя мы и осознаем всю свою испорченность и неспособность соответствовать высоким Божьим стандартам. Всякий дар совершенный, как мы слышали, исходит от Бога. Святой Бог, в Котором нет изменения и ни тени перемены, готов помочь нам. Нам нужно только в смирении обращаться к Нему за помощью. Он возродил нас словом истины к новой жизни не для того, чтобы мы снова шли на поводу своих плотских желаний. Он готов продолжать и завершить в нас то доброе дело, которое Он когда-то начал.
Далее, нам нужно научиться внимательно слушать то, что хочет нам сказать Бог. Иаков не случайно призывает нас быть скорыми на слушание и медленными на слова. Давайте же меньше говорить и больше слушать. И что еще важнее, нам нужно научиться быть медленными на гнев. Гнев, раздражение, невоздержанность – все это свидетельствует о том, что мы еще не научились владеть собой, как должно. И не случайно способность быть «медлительными» на слова связана с «медлительностью» на грев. Человек, который научился не распускать язык, сможет быть сдержанным и в выражении своих эмоций, в частности, гнева.
В нашей следующей лекции мы продолжим рассуждать о том, как следует вести себя верующему человеку, когда кто-то или что-то провоцирует его на гнев. Проблема в том, что в нас по-прежнему обитает нечистота и остатки злобы, и это не может не огорчать нас и, конечно же, Бога. Как же нам быть? В Послании Иакова мы будем читать о том, что гнев человека не творит правды Божьей и является нарушением Его воли.
Иногда люди начинают выходить из себя, защищая свою веру и свои убеждения, но, дорогой друг, гнев человеческий не способен творить правды Божьей. Не обманывайтесь и не думайте, что вы защищаете интересы Бога, когда испытываете так называемый «праведный гнев», потому что сам Он не изливает на людей Своего гнева. Его дело – спасать людей, а не губить их. Вот почему нам не следует спорить, и в первую очередь, на религиозные темы.
Мы также будем говорить о том, что нам, верующим людям, следует избавляться от «пережитков» нашей плотской природы - всякой нечистоты и злобы, и в кротости принимать Слово Божье.
То есть, нам следует принять истины Библии без гордости и надменности. Слово Божье лучше всего может помочь нам в борьбе с грехами. Известно выражение одного шотландского проповедника, который сказал очень правильные слова: «Либо грехи не дадут вам читать Библию, либо Библия не даст вам грешить». Если мы будем регулярно, день за днем изучать Слово Божье, многие его выражения, наверняка, отложатся у нас в памяти, и тогда в случае необходимости мы сможем сделать правильный выбор.
На этом я хочу закончить сегодняшнюю лекцию. Всего вам доброго, дорогие друзья. И да благословит вас Бог!