2. Иакова 1:3-11 — Вернон Макги
2. Иакова 1:3-11 — Вернон Дж. Макги
Передачу ведет Альберт Лиховинский
Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем изучение Послания Иакова. В нашей прошлой лекции мы говорили об авторстве, времени написания, проблематике и главной теме данного послания. Мы также говорили о том, что послание Иакова относится к числу общих посланий, обращенных ко всей церкви в целом. Мы подчеркивали, что Иаков, как и Павел, пишет об оправдании верой, но при этом Иаков особенно большое внимание уделяет плодам веры, то есть, делам. Именно по делам человека можно судить об искренности и глубине его убеждений.
В конце прошлой лекции мы остановились на 3-ем стихе первой главы, в котором сказано о том, что испытание нашей веры производит терпение. Далее, в 4-м стихе мы находим продолжение той же мысли:
Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:4).
Именно терпение делает нас зрелыми христианами, но при этом возникает вопрос: как нам стать терпеливыми? Самое интересное заключается в том, что терпение является плодом Духа Святого. Вы никогда не станете терпеливыми собственными усилиями, но и Дух Святой не преподнесет вам терпение в качестве подарка на блюдце с золотой каемкой. Терпение приходит в результате страданий и испытаний.
Мы только что прочитали, что «терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Вы никогда не станете совершенными христианами, если не научитесь терпению. Именно поэтому некоторые христиане, не обладающие этим качеством, так никогда и не «вырастают» и остаются младенцами. Как-то раз воскресным утром в своей пастырской проповеди я заметил, что на богослужении в церкви присутствует больше «младенцев», чем в детской комнате, специально выделенном при церкви для малышей. Должен признаться, что в ответ на мои слова улыбнулись очень немногие. Однако младенцы в детской очень красивы, те же, которые присутствовали на богослужении, особой привлекательностью не отличались. В наших церквах сегодня очень много суеты и критики, беспорядка и напряженности. И причина всего этого в том, что многие христиане так и не «повзрослели»; они все еще младенцы.
Давид в 130-м Псалме записал: «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти» (Псалом 130:1-2). Другими словами, Давид хотел сказать: «Я понял, что мне пора взрослеть. Мне пришлось отвыкать от молока и привыкать к мясу. Мне нужно было научиться питаться хлебом жизни». Бог испытывал Давида, и это испытание создало необходимые условия для его духовного роста.
Павел в послании Римлянам в 5-ой главе, в 3-м и 4-м стихах написал, что терпение является одним из результатов оправдания верой: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». Как видите, в скорбях есть определенный смысл.
Сегодня мы встречаемся с множеством поверхностных и недалеких верующих. Многие из них чувствуют себя неуверенными и незащищенными. Есть верующие, которые пытаются казаться интеллектуалами и подвергают сомнению Слово Божье. Есть и такие, которые считают, что христианам следует испробовать так называемую «новую мораль». Дорогой друг, проблема подобных верующих заключается в том, что они так никогда и не повзрослели в духовном смысле – они по-прежнему находятся в младенческом возрасте. Бог посылает скорби и испытания, чтобы произвести в нашей жизни терпение, и чтобы мы смогли стать взрослыми детьми Божьими. Мы крайне нуждаемся в этом сегодня.
Богу приходится посылать нам трудности, чтобы научить нас терпению, которое, в свою очередь, принесет плод надежды и любви в жизни Его детей. На протяжении многих лет моего служения я был свидетелем того, как Дух Святой производил подобную работу в жизни разных людей. Я вспоминаю одного человека, который в первое время нашего знакомства в любой ситуации искал виноватых. В моей пастырской практике мне никогда не доводилось встречать столь ужасного критика. Через некоторое время он начал посещать библейские разборы на неделе, которые проводились у нас в церкви. Я обратил внимание, что он приносил с собой Библию и конспектировал то, что говорилось во время разборов. На протяжении десяти лет Бог послал этому человеку множество скорбей. В результате он возрос духовно и стал одним из самых доброжелательных верующих, каких я когда-либо знал. Теперь давайте прочтем следующий 5-й стих:
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак. 1:5).
В данном отрывке Иаков связывает мудрость с испытаниями. Мы все встречаемся с неприятностями, проблемами и скорбями. Как вы намерены решать эти проблемы? Как вы относитесь к скорбям? Как вы поступите с человеком, ставшим причиной ваших неприятностей? Если вам не хватает мудрости в связи с возникшей проблемой, вам нужно обратиться к Богу в молитве.
Мудрость – это, в сущности, правильное использование на практике полученных знаний. Есть люди, которые обладают определенным объемом знаний, но они полностью лишены здравого смысла. До сих пор меня разбирает смех, когда я вспоминаю одного человека с кандидатской степенью, с которым мы играли в гольф. Как-то раз, когда мы находились на площадке для игры в гольф, пошел дождь. Он посмотрел на меня изумленными глазами и спросил: «Что же нам теперь делать?» Вообще-то человеку не требуется обладать степенью кандидата наук, чтобы сообразить, что от дождя нужно куда-нибудь спрятаться! Быть мудрым – значит знать, как следует поступить в каких-то конкретных обстоятельствах, когда вас настигают испытания, беды или когда перед вами встают проблемы. Из всего этого состоит жизнь, и мы с вами нуждаемся в мудрости от Бога.
«Дающего всем просто и без упреков». Бог дает людям мудрость «просто», то есть щедро. Он поможет вам найти выход из сложившейся трудной ситуации. «Без упреков» означает, что речь идет об «искреннем и простом подаянии чего-то хорошего без примеси злости или горечи», – так интерпретировал эти слова Винсент. Если нам недостает мудрости, давайте обращаться к Богу, который услышит нас и ответит на нашу молитву. Далее мы читаем:
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1:6).
Может быть, лично к вам эти слова и не относятся, но мне на протяжении многих лет христианской жизни не хватало именно этого. Дело в том, что я просто не доверял Богу. Не поймите меня неправильно. Был день, когда я доверился Христу как своему Спасителю, и я от всего сердца верил, что Он спас меня и доведет до Небесного царства. Я и сейчас верю в это всем сердцем, но, живя на земле, а не в облаках, находясь в гуще будничной жизни, я испытывал многие трудности. Например, я учился в колледже в состоянии почти полного недоверия Богу. Я не верил, что Бог поможет мне его закончить. Я был парнем из бедной семьи, и мне приходилось брать деньги в кредит, а также работать на полную ставку. Это было нелегко. Когда очередной учебный год подходил к концу, я думал о том, что в следующем году я уже не смогу продолжить учебу. Но, слава Богу! Он всегда открывал передо мной двери, и я продолжал учиться. При этом, в свои студенческие годы я был очень несчастным человеком, и, оглядываясь назад, я понимаю, что мог бы быть гораздо счастливее, если бы только больше доверял Богу.
«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь». Дорогой друг, почему ты не доверяешь Богу? Если ты христианин, то почему ты ходишь с вытянутым лицом? Переживаешь ли ты о том, как разрешатся все твои проблемы? Я очень хорошо знаю, каково это – я был на твоем месте. Почему бы тебе не довериться Богу и не предоставить Ему решить за тебя все твои проблемы? Я знаю, что у меня самого не хватит мудрости, чтобы справиться с трудностями жизни; я знаю, что я не в состоянии выйти из всех сложных ситуаций, но у меня есть Небесный Отец, который может послать мне необходимую мудрость.
Далее мы только что прочитали: «Потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Мы говорим: «Я верю, что Бог все устроит», и тут же беремся за разрешение создавшейся проблемы и принимаем собственное решение. Нередко бывает, что сначала я приношу свои трудности Господу и верю, что Он поможет, а на следующий день начинаю сомневаться. Мне кажется, что проблема так и осталась неразрешенной, и поэтому я берусь за нее сам. Вот здесь-то и совершается ошибка. В таких случаях я подобен «морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Прочтем следующий стих:
Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1:7).
Если вы собираетесь решать свои проблемы собственными силами, то Бог ничем не сможет вам помочь. Не пытайтесь все исправить самостоятельно. Не действуйте, как слон в посудной лавке. Принесите свою нужду Богу. Далее, в 8-м стихе Иаков говорит следующие слова:
Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:8).
Таков был народ Израильский. Пророк Осия сравнивал его с «глупым голубем», который сначала летел за помощью в Египет, а потом в Ассирию. Израильтяне кидались то к одному, то к другому соседу, но не обращались к Богу. Очень часто, когда у нас возникают трудности, мы мечемся из стороны в сторону, пытаясь все уладить, пока нам не приходит в голову, что мы забыли обратиться к Богу. Вспомните, как вы начали сегодняшний день. Доверили ли вы все ваши дневные дела и заботы Богу? В былые времена, будучи пастором, я много беседовал с разными людьми. Одна из молитв, которую я постоянно повторял, была такой: «Господи, сегодня мне предстоит встретиться с незнакомыми людьми. Я не знаю, как мне с ними быть. Кто-то может оказаться прекрасным другом, который нуждается в помощи из Слова Божьего, а кто-то, возможно, ищет, как бы причинить вред моему служению. Господи, помоги мне почувствовать, кто – друг, а кто – враг. Господи, дай мне сегодня мудрости». О, как нам нужна мудрость, чтобы правильно реагировать на жизненные проблемы! Теперь давайте прочтем следующий стих:
Да хвалится брат униженный высотою своею (Иак. 1:9).
Возможно, вы говорите про себя: «Я ничтожный человек. У меня ничего нет». Мой друг, если вы дитя Божье, вы очень богаты. У вас лежат сокровища на небесах. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, чем вы обладаете уже здесь на земле, и какие сокровища у вас есть во Христе? В Нем у нас есть все. Павел сказал об этом в 1-м послании Коринфянам в 3-ей главе такие слова: «Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос – Божий» (1 Коринфянам 3:21-23). Это значит, что я принадлежу Богу, и все, чем Он обладает, Он отдаст мне. Я имею жизнь вечную. Я имею благословения. Даже смерть придет за мной однажды, если только Христос не придет раньше. И все это от Него, и всему этому мы можем радоваться. И даже если вы являетесь самым ничтожным или самым нищим человеком на земле, вы богаты во Христе и вам есть чему радоваться. В следующем 10-м стихе мы находим продолжение мысли Иакова:
А богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве (Иак. 1:10).
Я часто вспоминаю эти слова, когда иду по территории своей «альма матер». Каждое здание учебного комплекса носит имя какого-нибудь богача. Знаете ли вы, где эти богачи сегодня? Они подобны цветам, которые цвели вчера, а сегодня их уже нет. Я думаю о том, какими могущественными они были, каким богатством и влиянием на людей они обладали. Сегодня же на том месте, где покоится их прах, растут ромашки, потому что время этих людей прошло. Не радуйтесь тому, что вы богаты, потому что ваши деньги будут у вас не всегда. Может случиться, что вы вложите их в предприятие, которое обанкротится, или в ценные бумаги, которые завтра обесценятся. Но даже если вы не обанкротитесь, эти инвестиции и облигации способны «обанкротить» и опустошить вас. Когда вы будете умирать, вы не сможете ухватиться за них. Старая английская поговорка гласит: «у савана нет карманов». Вы не сможете взять эти деньги с собой. Богатый человек подобен цветку на траве – он рано или поздно увянет. Прочтем следующий стих:
Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих (Иак. 1:11).
Много лет назад мне доводилось выступать с проповедью перед группами верующих в Голливуде. Среди слушателей была одна из звезд кино, которая в последствии уверовала в Христа. В то время она была уже не молода, и когда я смотрел на нее, то думал о том, что красота, принесшая ей некогда славу и богатство, постепенно увядает. Бог сказал, что богатый человек «увядает в путях своих».
Дорогой друг, радуйся сегодня тому, что ты обладаешь Спасителем, который не только спас тебя и примет на небо – для меня и этого уже было бы довольно – но также будет помогать тебе каждый день твоей земной жизни.
Когда я проповедую на книгу Притчей, я привожу следующее сравнение: представьте себе молодого человека, который изучает каталоги различных университетов – и среди них есть Университет Мудрости. Этим университетом и является книга Притчей. Здесь же, в послании Иакова, мы находим другую школу – Школу трудных уроков. Именно в этой школе учатся сегодня многие из нас. Бог хочет взрастить и воспитать всех Своих детей, и у Него есть множество испытаний для достижения поставленной цели. Он проверяет нас, чтобы увидеть, насколько мы искренни. Таким образом, Он отделяет истинных христиан от пустых и ложных. Он также хочет внушить Своим детям уверенность в Нем. Нам не следует относиться к испытаниям как к признаку того, что Он нас не любит. Напротив, испытания служат доказательством твердости нашей веры. Мой друг, если ты сегодня не переживаешь никаких трудностей, тебе следует серьезно подумать о том, спасен ли ты вообще. Если же тебе трудно, то это хороший признак. Это значит, что ты принадлежишь Богу. Испытывая нас, Он достигает сразу многих целей, и одна из них – терпение. Именно на нее обращает внимание Иаков. Бог не только хочет дать тебе доказательства того, что ты истинно Его дитя, Он также хочет выработать в тебе терпение.
О посылаемых Богом испытаниях и тех целях, которые Он при этом преследует, было написано и сказано очень много. Вильям Пен, человек, в честь которого был назван штат Пенсильвания, сказал такие слова: «Без боли не бывает лекарства. Без шипов не бывает венца. Без ссадин не бывает славы. Без креста не бывает трона».
Многие люди не понимают, почему, живя в мире, им приходится проходить через то или иное испытание. Много лет назад я получил письмо от одного христианина, который писал: «Моя жена больна уже двадцать лет, из которых последние десять она была парализована. Это болезнь Паркинсона. Нет никакой надежды, что она когда-нибудь сможет выйти из больницы. Не понимаю, как любящий Бог может заставлять человека страдать так долго? Ведь я знаю, что она любит Господа». Этот человек искренне не понимал происходящего. У него не было ответа на его вопрос. Не нашлось ответа и у меня. Я не мог объяснить ему, почему это происходит. Я мог сказать ему только то, что у происходящего был определенный смысл, и что Бог через это достигал чего-то в жизни больной женщины.
Давайте же будем больше доверять Богу. Он научит нас терпению и пошлет столь необходимую нам мудрость. Все, что нам нужно – это только попросить Его об этом. На этом я хочу закончить нашу сегодняшнюю передачу. Всего вам доброго, дорогие друзья. И да благословит вас Бог!