12. Иакова 3:1-4 — Вернон Макги
12. Иакова 3:1-4 — Вернон Дж. Макги
Передачу ведет Альберт Лиховинский
Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забура и Инджила, Восточный перевод
Здравствуйте, дорогие друзья! В нашей прошлой лекции мы рассуждали о том, что вера, которая проявляется только на словах, – это пустая и мертвая вера. Такая вера не спасает. Истинная вера – это действующая вера. Живая спасающая вера и добрые дела – неразлучны. Как живое дерево не может не приносить плодов, так не может оставаться бездейственной и настоящая вера. Если наша вера заканчивается на том, что мы признаем факт существования Бога, но отказываемся повиноваться Ему, то мы ничем не лучше бесов, которые тоже веруют и трепещут. В наших предыдущих лекциях мы уже коснулись того, что Бог испытывает веру человека через отношение к ближним, а также через совершаемые им дела. Сегодня мы переходим к изучению третьей главы Послания Иакова, и мы будем говорить о том, как Бог проверяет нашу веру на основании слов, которые слетают с нашего языка. Речь человека – это один из важнейших признаков, свидетельствующих о его внутренней сущности.
Как-то раз я написал буклет на третью главу Послания Иакова с сенсационным названием «Огонь, воспаляемый от геенны». Нужно признаться, что это название я позаимствовал прямо из Библии. Мы скоро услышим это выражение, потому что его использовал Иаков, говоря о языке.
В последние годы мы очень много слышим о свободе слова и печати. Эти «свободы» стали своего рода «священной коровой» современного западного общества. Однако свобода печати в наше время не мешает промывать нам мозги всевозможными либеральными взглядами, а свобода слова нередко понимается как свобода браниться. Мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь мог гарантировать нам свободу не слышать всего этого. У меня один рот, но при этом два уха. И я думаю, что мои уши должны быть защищены не меньше рта. Свобода не слышать некоторых вещей нужна нам сегодня не меньше, чем свобода говорить.
Третья глава Послания Иакова рассматривает «свободу слова в Божьем университете» - это еще одно название, которое я предлагаю для данной главы Послания Иакова. Есть и третий вариант, который мне тоже нравится: «Бог прослушивает все наши разговоры». Нет никакого сомнения в том, что Бог обладает правом слышать все, о чем мы говорим. Он обладал этим правом всегда, и Он слышал все, что я или вы когда-либо произносили. Подсчитано, что средний человек произносит около тридцати тысяч слов в день. (Я знаю несколько человек, которые явно превышают это количество!) Этих слов достаточно для довольно толстой книги. Сказанное нами на протяжении всей жизни может составить целую библиотеку. Между прочим, у Бога все это записано, потому что Он слышит все наши разговоры.
Насколько мне известно, нынешнее движение за свободу слова началось в университете Беркли, в штате Калифорния. В прессе и в новостях движению был придан небывалый размах, явно несоответствующий важности обсуждаемой проблемы. Проведенная в новостях компания, уже сама по себе, была очередной попыткой промывания мозгов. Огромное количество налогоплательщиков и видных граждан были обеспокоены тем, что этот знаменитый университет, который существовал за счет их денег, мог быть закрыт и превращен в посмешище по вине нескольких радикалов.
Сейчас проблема свободы слова стоит не только в университетах и в прессе, но и в церквах. Истинная же проблема в церквах – это проблема сплетен. Каждый из нас, христиан, должен с осторожностью относиться к собственной свободе слова.
Я иногда сравниваю изучение Послания Иакова с прохождением курса в Божьем университете, в котором сам Иаков выступает в роли декана. Когда мы будем касаться ряда спорных вопросов об использовании языка и злоупотреблении им, у него будет что сказать на эту тему. В этом Послании мы уже видели, что Бог испытывает веру разными способами. Теперь пришло время поговорить о том, как Бог испытывает нашу веру через то, что мы говорим. Представьте себе, что мы протягиваем руку к одной из полок в лаборатории жизни и достаем кислоту для испытания веры. Эта кислота крепче хлороводорода, синильной и любой другой кислоты. Надпись на пробирке – язык.
Но исследовать мы будем не химический состав языка, а то, что говорит о языке Бог. Иаков ранее уже упоминал, что он будет касаться этой темы. В 1-й главе, в 26-м стихе мы читали: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». В той же главе, в 19-м стихе записано: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова…» (Иак. 1:19).
Язык – это самое опасное оружие в мире. Он ранит сильнее, чем атомная бомба, но за ним не осуществляется никакого контроля. Кто-то пошутил, что в дни Валаама совершилось чудо, когда ослица заговорила, сегодня же было бы чудом, если б она замолчала. Ребенку требуется два года, чтобы научиться разговаривать, и пятьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
Я слышал историю о человеке, который рыбачил на пирсе на протяжении нескольких часов и ничего не поймал. Когда на пирс зашли две женщины, он, наконец, вытащил рыбу. Рыба была невелика, и одна из женщин, набравшись храбрости, заговорила: «Ну, как тебе не стыдно мучить эту маленькую бедную рыбку». Тогда рыбак, даже не поднимая глаз, потому что он и без того был расстроен, ответил: «Может быть, вы и правы, мадам, но если бы эта рыба держала свой рот закрытым, то она не попалась бы на крючок».
В стихах русской поэтессы Анны Ахматовой есть такие строчки:
Я научила женщин говорить,
О Боже, кто их замолчать заставит?
О роли языка всегда говорили много. В каждом народе есть свои пословицы и поговорки на эту тему. Вот некоторые из них:
Русские говорят: Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. И еще: Слово – серебро, молчание – золото.
Греки отмечают: язык без костей, а сокрушает и убивает.
Турки утверждают: языком можно уничтожить больше, чем мечом.
Персы предупреждают: длинный язык – ранняя смерть. А также: Не давайте языку оставить вас без головы.
Китайцы подтверждают: слово с языка летит быстрее коня.
Арабы заметили: кладовая языка – голова.
Евреи считают: пусть спотыкаются ноги, но не язык.
Священное Писание гласит: хранящий язык хранит душу свою.
Все эти высказывания полны мудрости. Я твердо верю, что самое опасное, что у нас есть – это язык. Я также думаю, что в церкви больше вреда причиняют «термиты» изнутри, чем «дятлы» снаружи.
Кто-то сказал об этом так: «Научись управлять несказанным словом, а не то сказанное слово будет управлять тобой». Вот уж действительно: слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Все это я говорил в качестве вступления. Теперь же давайте обратимся к Посланию Иакова и послушаем, что говорит нам о языке Иаков в 1-м стихе третьей главы:
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3:1).
Иаков говорит здесь о том, что на учителе лежит большая ответственность, потому что существует огромная опасность научить чему-то неправильному. Меня нередко поражает то, как многие христиане падки на всевозможные учения, особенно же на те, что касаются пророчеств. Все, что требуется современному учителю – это бойкий язык. Люди покупаются на новые идеи, культы и учения, но при этом многие из учителей, если рассматривать их в свете Слова Божьего, совершенно невежественные люди. Я искренне радуюсь тому, что люди собираются по домам небольшими группами с целью изучения Библии. Я считаю, что подобные библейские разборы заполняют существующий недостаток общения верующих. Но при этом нередко бывает, что учительствующие на подобных собраниях проповедуют нелепые идеи и неверно толкуют Писание. Им необходимо больше и внимательнее изучать Слово Божье.
Та легкость, с которой подобные учителя завоевывают доверие своих слушателей, приводит к росту их самомнения и гордости. Один молодой человек, которому я свидетельствовал о Боге и который потом обратился, стал высказывать некоторые странные идеи относительно христианского учения. Я пытался побудить его серьезно изучать Слово Божье, но оно его не интересовало. Теперь он собрал вокруг себя группу верующих и начал учить их, благо язык у него бойкий. Один из посетителей его уроков как-то раз подошел к нему и сказал: «А знаешь ли ты, что вещи, которым ты учишь, противоречит словам большинства библейских проповедников и, в частности, того проповедника, который привел тебя к Господу?» На что молодой человек ответил: «А, вы имеете в виду доктора МакГи? Возможно, ему необходимо подкорректировать свои богословские взгляды». Возможно, мне это действительно необходимо. И чем больше я изучаю Слово Божье, тем больше я в этом убеждаюсь. Это лишний раз свидетельствует о моем невежестве, а не о глубине познания. Мне еще многому нужно учиться, но молодому человеку, бросившему эту реплику, это тоже нужно. К сожалению, он не сознает своего невежества. Проповеднику или учителю особенно легко возгордиться.
Язык очень опасен. Иаков сказал в прочитанном нами отрывке: «Братия мои! не многие делайтесь учителями». Не думайте, что как только вы становитесь дитем Божьим, вы можете организовать группу библейского разбора или толковать книгу Откровения.
«Зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Откровенно говоря, мне бывает страшно подумать, что Бог будет судить нас за то, как мы преподавали Его Слово, и что мы можем подпасть под Его осуждение, если делали это неверно. Дорогой друг, чем больше у тебя возможностей преподавать Слово Божье, тем больше твоя ответственность перед Богом. В следующем, 2-м стихе, Иаков объясняет, почему не стоит торопиться делаться учителем:
Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3:2).
«Ибо все мы много согрешаем» означает, что мы нередко спотыкаемся. Это относится ко всем людям без исключения.
«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный». Под «совершенным» подразумевается зрелый христианин, каким и следует быть каждому из нас. Этот процесс духовного взросления напоминает процесс роста ребенка, от младенчества через детство и подростковый возраст, к зрелости.
Иаков говорит, что совершенный человек может «обуздать и все тело». Другими словами, если человек может контролировать свою речь, то он сможет управлять и всем своим телом, и, более того, своей жизнью. Способность к артикулированной речи – это один из признаков отличия человека от животного мира. Этим человек отличается от человекообразной обезьяны или говорящего попугая. Человек – это не безгласное животное и не копирующий вас попугай. При помощи слов мы можем выражать мысли и чувства, мы можем быть поняты окружающими.
Наша речь часто выдает нас; по ней можно определить, кто мы есть. Несколько лет назад вместе с женой и маленькой дочкой я спешил на конференцию в Сан-Франциско. Переехав горный перевал, мы остановились в маленьком городке, – я даже не помню его названия, – и заехали на бензозаправочную станцию. Я вышел из машины и попросил молодого служащего наполнить бак горючим. Вот и все, что я сказал, но когда я залюбовался горами и чудесным видом, то боковым зрением я заметил, что молодой человек пристально меня рассматривает. Наконец, я повернулся к нему и улыбнулся. Он спросил: «Извините, а вы случайно не доктор МакГи?» Я ответил: «Конечно, а разве мы знакомы?» Он продолжал: «Нет, я вижу вас впервые, но в наших местах, особенно зимой, когда все заметает снегом, мы каждое воскресенье слушаем ваши передачи по радио. Мы слушаем их уже много лет подряд, и я сразу узнал вас по голосу». Подобное происходило со мной много раз. Как вы видите, мой язык выдает меня.
Помните, как служанка сказала Симону Петру, когда он сидел вне двора первосвященника: «И речь твоя обличает тебя» (Матф. 26:73). Петр не мог отрицать, что он был родом из Галилеи. Ваша речь говорит о том, кто вы; ваш язык выдает вас. По речи человека можно определить, откуда он приехал. По его речи можно сказать, образованный это человек или невежественный, культурный или грубый, вульгарный или утонченный, верующий или неверующий, христианин или богохульник, виновный или невинный. Дорогой друг, я полагаю, что если бы при вас всегда был магнитофон, на который было бы записано все, что вы сказали за прошедший месяц, то вам бы не хотелось, чтобы содержание пленки мог прослушать весь мир. Теперь давайте прочтем 3-й стих:
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Иак. 3:3).
В качестве иллюстрации Иаков указывает здесь на коня с удилами. В Псалме 38-м, в 1-м стихе Давид сказал так: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Пс. 38:1). Другими словами, Давид сказал, что, желая иметь о себе доброе свидетельство, он будет накладывать на свои уста узду. Дорогой друг, сегодня в мире очень много христиан, которым следовало бы научиться обуздывать свои уста. Узда не велика сама по себе, но она дает возможность контролировать ретивого коня и не позволяет ему бросаться в сторону. Один раз я был свидетелем того, как лошадь бросилась в сторону, повозка перевернулась, а находившиеся в ней люди были ранены. Подобным образом может вести себя и необузданный язык. Кто-то сказал о другом человеке, неспособном контролировать свою речь: «Его разум развязывает язык, а затем покидает его». Так жить нельзя, наши уста должны быть обузданы.
Далее, в 4-м стихе Иаков прибегает к еще одной иллюстрации:
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий (Иак. 3:4).
Огромные корабли управляются небольшим рулем, который видят немногие. На корабль может обрушиться жестокая буря, но руль по-прежнему управляет им. Так и язык может менять курс нашей жизни. Жизнь людей нередко терпит крушение по вине их языка; как часто добрая репутация женщины оказывается испорченной из-за чьих-то сплетен.
Иаков говорит, что язык опаснее, чем строптивый конь для седока или буря для корабля. Я нахожу, что современным бедствием нации является алкоголь, но обращали ли вы внимание на то, что распущенный язык осуждается в Писании еще чаще? Спиртное может привести наши народы к деградации, но язык причиняет еще больше вреда. В книге Притчей в 6-й главе, в 16-м и 17-м стихах сказано: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную». Лживый язык относится к тем семи вещам, которые Бог ненавидит больше всего.
Язык действительно может стать для нас причиной большой беды. В этом нет никакого сомнения.
На меня большое впечатление произвели прощальные слова генерала Монтгомери, обращенные к восьмой армии в Италии по окончании Второй Мировой войны. Он сказал так: «Приказ должен быть личным; в противном случае в нем нет никакого смысла, поскольку его выполнение полностью зависит от человеческого фактора». И продолжая свою речь, он добавил: «Часто в глубине моего сознания звучат слова из Нового Завета: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите?» (1 Кор. 14:9)». Именно таким языком хотелось бы обладать мне, когда я преподаю Слово Божье – языком, который будет равно понятным для ребенка и для пожилого человека. Как-то раз меня спросила: «Каким образом одни и те же слова могут привести к Господу девятилетнего ребенка и университетского профессора?» Должен признаться, что я не знаю ответа на этот вопрос. Но я от всей души верю, что Господь благословляет Свое Слово, и что его следует проповедовать простыми и доступными словами. Мы должны оставлять печенье на нижних полках буфета, если хотим, чтобы дети могли его достать. Христос не сказал Петру: «Паси Моих жирафов». Он сказал: «Паси агнцев Моих».
На этих словах я хочу закончить нашу сегодняшнюю лекцию. Всего вам доброго, дорогие друзья. И да благословит вас Бог.
Иакова 3:5-18
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы продолжаем изучение третьей главы Послания Иакова. Как и в предыдущей передаче, речь в ней пойдет о языке – этом маленьком органе человеческого тела, который порой приносит нам столько неприятностей. Давайте прочтем 5-й и 6-й стихи:
Так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3:5,6).
Из третьей главы послания Иакова я когда-то позаимствовал название для небольшой книги «Огонь, воспаляемый от геенны». Именно таким огнем часто становится наш язык. Некоторым читателям не понравилось то, в каком смысле я употребил слово «геенна». Они говорили, что это слово не совсем верно переведено в данном отрывке. Тем не менее, в греческом языке в данном случае употреблено именно слово «геенна», а не «шеол», хотя оба эти слова имеют отношение к преисподней. Слово «геенна» связано с названием долины Гинном, в которой вечно горит огонь. Это слово употребляется в Новом Завете двенадцать раз; из них одиннадцать раз Иисусом Христом, и один раз Иаковом. Я настаиваю на том, что это верный перевод: язык возгорается от адского огня.
Итак, Иаков сравнивает язык с огнем. Я не знаю, доводилось ли вам когда-нибудь видеть лесной пожар, но я видел; каждое лето, например, в штате Калифорния, случаются пожары. Они приносят большие разрушения, нередко их даже не удается затушить; они должны «выгореть» и прекратиться сами.
Как мы знаем, с самого начала огонь был одним из самых надежных друзей человека среди окружавшей его природы. Некоторые историки придерживаются мнения, что история цивилизации началась с открытия человеком огня. Огонь, когда он находится под контролем, согревает наши тела, готовит пищу, а также производит энергию, которая движет промышленностью. Однако когда огонь выходит из-под контроля, он становится очень опасным. Пожар в доме – это трагедия. Когда ночью слышны звуки сирены, мы знаем, что пожарные спешат кому-то на помощь. Даже в современной цивилизации мы не в состоянии полностью контролировать огонь. Пожар в Лондоне в 1666 году уничтожил почти весь город. Еще рассказывают, что в 1871 году, после того как корова миссис О’Леарли опрокинула фонарь в Чикаго, начался один из самых больших в истории пожаров. И по сей день, мы можем наблюдать сильные разрушения, причиняемые огнем.
Язык подобен огню; когда он находится под контролем, он служит благословением; когда же он выходит из-под контроля, он несет разрушения. Он может и целить, и ранить. В книге Притчей, в 12-й главе, в 18-м стихе мы читаем: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует». Язык может быть подобен разящему мечу, но он также может нести облегчение. Опять же в книге Притчей в 15-й главе, в 14-м стихе мы читаем: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (Пр. 15:14).
Позвольте мне напомнить вам изречение, которое я уже приводил: «Либо ты будешь управлять несказанным словом, либо оно будет управлять тобой». Мы не отвечаем за несказанные слова, но стоит нам что-то сказать, и мы уже в ответе за них. На личном опыте я узнал, к каким последствиям может привести сорвавшееся с языка слово (особенно если оно было произнесено в радио-эфире). Мы все хорошо помним, как выдала Симона Петра его речь, и он отрекся от Господа. А теперь давайте вспомним, чем воспользовался Господь в день же Пятидесятницы – языком некогда преткнувшегося и запуганного человека, Симона Петра! Язык может быть и проклятием, и благословением.
Когда бушуют и буйствуют лесные пожары, они подобны чуме. Подобно пожару, язык может бушевать в церкви, в обществе, в городе и даже в целой нации. Давайте теперь прочитаем два следующих стиха, 7-й и 8-й:
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (Иак. 3:7,8).
В годы моей молодости, когда к нам в город на гастроли приезжала цирковая труппа, местная молодежь собиралась у кого-нибудь дома, ужинала, а потом отправлялась на железнодорожный вокзал, чтобы посмотреть, как будут прибывать и разгружаться циркачи. По мере того, как процессия перемещалась на цирковую площадку, мы двигались вместе с ней, а потом смотрели, как возводился шатер. Как-то раз нас даже пригласили позавтракать вместе со всеми в палатке повара. Как же мы были счастливы! Клайд Бити в те времена работал с дикими животными. Именно он заходил к ним в клетки. Мы находились в цирковой палатке, но не как зрители, заплатившие за билет, а как свои люди. И мы видели, как устанавливалось все необходимое для представления. Клайд Бити зашел в клетку, в которой находились маленькие львята; их было трое или четверо. Он достал их из клетки и начал играть с ними. Он перекатывал их с боку на бок, а они слегка покусывали его за руки. Он подхватывал их и подкидывал, просто веселился вместе с ними. Мы подошли и спросили, зачем он это делает. И он сказал следующее: «Я бы никогда не зашел в клетку ко льву, которого я не воспитывал с младенчества. Невозможно выдрессировать взрослого льва. Я начинаю работать с этими малышами, а когда они вырастают в молодых красавцев-львов, я спокойно иду к ним в клетку. Они знают меня, а я знаю их». Позвольте заметить, что можно выдрессировать льва и слона, но невозможно выдрессировать наш язык. Кто-то сказал следующее: «Самое неподдающееся дрессировке существо устроило себе логово прямо у нас за зубами». Его не может удержать за решеткой ни один зоопарк, ни один циркач не заставит его делать то, что нужно, ни один человек не может его подчинить своей воле. Только язык возрожденного человека, который «дрессируется» Богом, может быть использован для Его славы.
Интересные слова сказал Павел в Послании Римлянам, в 10-й главе, в 9-м стихе: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Другими словами, язык и душа человека должны научиться петь дуэтом, они должны быть настроены на одну мелодию. Господь Иисус в Евангелии от Матфея, в 12-й главе, в 34-м стихе сказал: «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34). Другими словами, то, что у человека на сердце, непременно выйдет наружу. Кто-то заметил: «То, что хранится в колодезе человеческого сердца, выльется наружу с помощью ведра, роль которого выполняет язык». Если вы о чем-то думаете, то рано или поздно вы об этом скажете. Интересно, что когда наш Господь подошел к немому человеку, евангелист особо отметил, что Христос прикоснулся к его устам. Дорогой друг, если Он коснулся и вас, Он должен был непременно коснуться и вашего языка. Давайте прочтем стихи 9-й и 10-й:
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3:9, 10).
Наш язык способен и славословить, и проклинать Бога. Как мы уже говорили, язык – это то, что поднимает человека над миром животных. Человек – это не обезьяна и не попугай. Люди способны общаться друг с другом и с Богом. Когда человек ангельским голосом поет по воскресеньям, а потом в течение недели разговаривает, как демон – вы можете называть это как угодно, – Библия же называет это лицемерием.
Когда я объявил в банке, в котором в молодости работал, что я собираюсь пойти учиться в семинарию, один из вице-президентов банка попросил меня зайти к нему в кабинет. Мы были с ним друзьями, и он хорошо знал мою жизнь. Он сказал мне: «Вернон, я надеюсь, что ты станешь искренним проповедником и хорошим служителем». Затем он добавил: «Сам я не считаю себя христианином после того, что я увидел во время войны». (Он имел в виду Вторую Мировую войну). Затем он рассказал мне, как их банк открыл новый филиал на электростанции недалеко от города Нэшвиля, в штате Теннесси. Кассиром в нем работал солист из церкви, располагавшейся в центре Нэшвиля. Однажды в воскресенье, когда этот кассир вышел из церкви, вице-президент банка услышал, как какая-то женщина воскликнула: «Какой прекрасный человек. Он поет, как ангел!» Мой знакомый ничего на это не сказал. Та женщина владела какой-то недвижимостью и поэтому была связана с банком. Однажды она зашла в банк, и пока она разговаривала, послышалась ужасная брань. Она изливалась из уст того самого кассира, который по воскресеньям пел в церкви. У него не сходился баланс. (Я сам несколько лет проработал кассиром, и я знаю, насколько неприятно, когда баланс не сходится). Итак, когда кассир начал извергать поток проклятий, женщина поинтересовалась: «Кто это так ругается?» На это банкир ей ответил: «Это ваш солист, который поет ангельским голосом по воскресеньям!» Человек может благословлять Бога устами своими, но этими же устами он может проклинать. Господь Иисус сказал, что от избытка сердца говорят уста; можете не сомневаться в том, что уста выдадут то, что у вас в сердце. Теперь давайте прочтем 11-й и 12-й стихи:
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:11,12).
Другими словами, человек может быть двуличным и двуязычным – он говорит и хорошее, и плохое. Тем не менее, ни из какого источника на земле не течет и сладкая, и горькая вода, и никакое дерево не приносит маслины и смоквы одновременно.
С другой стороны, язык свидетельствует об искренности веры, потому что именно языком люди исповедуют веру своего сердца. Прочтем следующий 13-й стих:
Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью (Иак. 3:13).
Язык может свидетельствовать о Боге. Он может говорить мудро. Давайте прочтем 14-й стих:
Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину (Иак. 3:14).
Зависть и сварливость явно не относятся к плодам веры. Но причиной их появления может служить язык. Иаков противопоставляет язык неразумного верующего языку мудрого. Более того, из-за неконтролируемого языка у окружающих людей возникает сомнение по поводу искренности убеждений того или другого христианина. Вы не сможете убедить меня в том, что искренний верующий может ругаться шесть дней в неделю, а потом петь в хоре по воскресеньям. Нельзя рассказывать грязные анекдоты, а потом преподавать в воскресной школе уроки о любви Иисуса. Наш язык может делать только что-то одно, если же он способен на то и другое, это и рождает сварливость. В прочитанном отрывке нам было сказано: «Не лгите на истину». Лживый язык – это такой, который отвергает Господа в своих будничных разговорах. Прочтем 15-й стих:
Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3:15).
Иаков очень ясно говорит, что зависть и сварливость не исходят от Бога. Они не могут исходить от Него. Они относятся к области «земного, душевного, бесовского». Прочтем 16-й стих:
Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3:16).
Неуправляемый язык производит зависть и сварливость, что, в свою очередь, приводит к «неустройству и всему худому». Писание очень ясно говорит, что Бог не является отцом беспорядка. Тот беспорядок, который мы видим в окружающем нас мире, создается стараниями дьявола, который использует маленький орган - язык, ведущий к стольким бедам. Прочитанный стих очень тесно связан с тем, о чем Иаков будет рассуждать в следующей главе, где он упоминает о любви к миру. Теперь же давайте прочитаем 17-й стих, который возвращает нас к теме мудрости.
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иак 3:17).
«Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста» - то есть, она ни с чем не смешана, не испорчена; она – самородок. Такова мудрость, исходящая от Бога. Иаков определяет ее ясно и подробно: она «мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
Доктор Самуил Звемер отмечал, что лжеучения всегда производят зависть, сварливость и беспорядки. Он говорил так: «Злобу мира невозможно объяснить как чисто человеческое явление. Это явление человеческое плюс нечто сверхъестественное, и именно поэтому таким большим успехом пользуются нехристианские религии. Они иррациональны, но их сверхъестественность идет из преисподней, а не свыше». Все, что приводит к ссорам и беспорядкам, – в какой бы церкви это ни происходило – не есть от Господа. В этом вы можете быть уверены. Вы можете хвалиться фундаментальностью своих взглядов, но если вы становитесь причиной раздора, значит, вы плывете не под Божьим флагом. Прочтем 18-й стих:
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3:18).
Таковы плоды веры. Миру между людьми должна предшествовать праведность. Как бы мне хотелось, чтобы эту истину усвоила Организация Объединенных Наций. Как бы мне хотелось, чтобы она достигла Вашингтона, Москвы и Пекина и всех других столиц мира. Невозможно иметь мир без праведности. Но грядет день, как писал псалмопевец, когда праведность и мир встретятся и облобызаются, о чем мы читаем в 84-м Псалме. Сегодня же мир и правда не знают друг друга; боюсь, что они не узнали бы друг друга, если бы и встретились.
На третьей главе заканчивается первый большой раздел послания Иакова, в котором Иаков говорил о признаках и доказательствах искренней веры. Вера бывает разная: можно верить лжи, можно просто кивать головой в знак согласия и называть это верой, спасающая же вера производит добрые дела.
В этих трех главах Иаков указал на различные способы, которыми Бог проверяет искренность нашей веры. Во-первых, Бог проверяет веру через испытания. Выдающийся проповедник доктор Ричард Сеум на протяжении ряда лет страдал от болезни почек. Я хотел бы поделиться с вами его словами, потому что знаю, что эти слова исходят от человека, который не просто излагает свою теорию или свои идеи, но который по собственному опыту знает, что значит страдать. Доктор Сеум писал:
«На земле не стоило бы жить, если бы были удалены все источники раздражения. И все же многие из нас возмущаются против тех вещей, которые нас раздражают, и принимают за потерю то, что могло бы быть большим приобретением. Получается, что моллюск мудрее нас, потому что когда под его панцирь попадает раздражающий объект, например, песчинка, он обволакивает его самым драгоценным из того, что у него есть, и превращает в жемчужину. Раздражение, причиняемое песчинкой, прекращается, а в результате этого процесса образуется жемчуг. Истинная жемчужина, таким образом, становится победой над раздражением. Каждый раздражитель в нашей жизни сегодня является возможностью для рождения жемчужины. И чем больше бед и неприятностей насылает на нас сатана, тем больше жемчужин мы может получить. Нам нужно только научиться радостно их принимать и покрывать любовью, самым лучшим, что в нас есть, и раздражитель сгладится по мере образования жемчужины. Какими россыпями жемчуга могли бы мы обладать, если бы только захотели!»
Таким образом, мы видели, что, во-первых, Бог подвергает веру испытаниям. Во-вторых, нужно помнить, что Бог не искушает нас злом. Затем, в-третьих, Бог испытывает нашу веру Своим Словом. Еще одно, четвертое, состоит в том, что Бог испытывает нас через наше отношение к окружающим людям. В-пятых, Бог испытывает нашу веру добрыми делами. И, наконец, в-шестых, Он испытывает ее через то, как мы пользуемся своим языком. Иаков очень ясно показал, что истинная вера непременно будет проявляться в жизни и делах верующего человека. На этом я хочу закончить нашу сегодняшнюю лекцию. Всего вам дорого, дорогие друзья. И да благословит вас Бог!
Иакова 3:15-4:4
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы заканчиваем изучение третьей главы Послания Иакова и переходим к четвертой. В нашей прошлой лекции мы много говорили о человеческом языке и о том, что наш язык может быть как благословением, так и проклятием. Неуправляемый язык производит зависть и сварливость, что приводит к «неустройству и всему худому». Писание очень ясно говорит, что Бог не является отцом беспорядка. Тот беспорядок, который мы видим в окружающем нас мире, создается стараниями дьявола, который использует для своих целей этот маленький орган, язык, способный привести к стольким бедам. Давайте еще раз прочтем последние три стиха из 3-й главы Послания Иакова:
Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3:15-18).
Таковы плоды веры. Миру всегда должна предшествовать праведность. Как бы мне хотелось, чтобы эту истину усвоила Организация Объединенных Наций. Невозможно иметь мир без праведности. Но грядет день, как писал псалмопевец, когда правда и мир встретятся. К сожалению, сегодня они даже не знают друг друга. Пожалуй, они не узнали бы друг друга, если бы и встретились.
На третьей главе заканчивается первый большой раздел послания Иакова, в котором он говорит о признаках и доказательствах искренней веры. Вера бывает разная: можно верить лжи, можно верить только на словах, спасающая же вера производит добрые дела.
В этих трех главах Иаков уделяет большое внимание тому, как Бог проверяет искренность нашей веры. Мы читали, что Бог проверяет веру испытаниями. Однако Бог не искушает нас злом. Кроме того, Бог испытывает нашу веру через Свое Слово, а также через наше отношение к окружающим людям. Наконец, Бог испытывает нашу веру делами и тем, как мы пользуемся своим языком. Иаков очень ясно сказал, что истинная вера будет непременно проявляться в жизни верующего человека. Иначе и быть не может. На этом мы заканчиваем изучение третьей главы Послания Иакова и переходим к четвертой.