3. Средства освящения (1 - 3)

Иван В. Каргель

3. Средства освящения (1 - 3)
===========================

После взгляда, хотя бы и беглого, на цель Божию с нами в освящении, мы наверное найдем, что она очень возвышена и велика, и поэтому в серьезной душе невольно может возникнуть вопрос: кто способен к этому? Здесь все превышает человеческие силы, и нет ничего, даже и самой низкой цели, что могло бы быть достигнуто нами самими. Только плотские дети Божий, которые никогда не разыскивали и не узнавали мнения Божий в Его цели, могут, как некогда Израиль у Хорива, быстро воскликнуть: "Все, что сказал Господь, исполним" (Исх.19:8), даже не присев и не вычислив издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее (Лук.14:28). Только плотски настроенные дети Божий могут думать, как некогда думал я, что больше ничего и не нужно, кроме голого знания воли Божией и затем моего прилежания, моей настойчивости, чтобы ежедневно проводить и, наконец, вполне выполнить план Божий. Но это большое заблуждение, в которое, к сожалению, впадают многие дорогие души, и которое впоследствии делается причиной, почему они спотыкаются на пороге своей новой жизни; затем оставляют путь освящения и, наконец, подобно тем десяти соглядатаям из посланных двенадцати, - распространяют худую молву о стране обетованной и отталкивают многих (Чис.13:33). Их порывы, которые они делали на этом пути, были безуспешны и имели следствием внутренние поражения, потому что они не хотели стремиться к цели по ристалищу (1Кор.9:24), "путем повелений Его" (Пс.118:27; 29:32), средствами, назначенными Богом. Бог же никогда не допустит - особенно на пути освящения, - чтобы мы могли делать что-либо без Него, ибо Он "не даст славы Своей иному и хвалы Своей истуканам" (Ис.42:8; 48:11).
Итак, сесть и вычислить издержки здесь, вначале, - самое главное, что может сделать дитя Божие после своего обращения к Богу. Да, это должно было бы быть задачей всех; преимущественно же работников в Царствии Божием. И если в течении столетий со дней реформации оправдание по вере сделали предметом заботливого исследования - что принесло бесконечную пользу Царствию Божию, - почему же освящение, через которое лишь оправдание входит в свои полные права и которое есть путь для достижения цели Божией, не было бы достойно нашего внимательного рассмотрения? Мы непременно должны знать, как нам достичь его; должны знать, откуда мы можем взять издержки, чтобы выполнить предназначенную постройку башни; ибо раз навсегда известно, что где требуются столь большие расходы, там должны быть непременно и столь же большие доходы; и если последнее действительно имеются, а мы остаемся без них, то также верно, что без них мы не сможем сделать ни шагу дальше; и в конце нашего жизненного поприща будет сказано: "Этот человек начал строить и не мог окончить" (Лук.14:30).
Прежде чем я скажу о средствах, ведущих к истинному освящению, я хочу затронуть еще тот или другой неправильный путь, мешающий Богу и нам достигнуть божественной цели.
Более всего хотелось бы сначала указать на тщетное усилие переделать нашу ветхую природу. Она все еще существует, даже и у чада Божия; и насколько приходилось иному удивляться ее испорченности после того, как он уже много лет ходил со Христом! Да, она есть и останется такой, как она есть, то есть "крайне испорченной", так что в этой природе не живет ничего доброго, - она есть и останется "враждой против Бога", смертью или телом смерти (Рим.8:5-8; 7:24; 6:6). Каким-либо образом изменить ее, ослабить, обуздать или улучшить - просто невозможно. Не забудь этого, дитя Божие! Сам Бог никогда не пытался сделать это. Если ты предпринимаешь такую попытку, то не удивляйся, когда будешь плачевно постыжен. Так как, ветхий человек неисправим, то Бог создал в нас нового человека; он то и должен преобразиться в Его образ, как мы уже доказали из Писания. К сожалению, однако, усилие многих серьезных христиан, борющихся за освящение, направлено к переделке своей ветхой природы. Они даже думают, что освящение состоит в изменении этой природы; и так как это им не удается, то они лишь истощают свои силы, в отчаянии оставляя порой всякое стремление к освящению. "Я все еще нахожу столько зла в себе" - слышим мы жалобы этих неутомимых работников, как будто бы в них когда-либо могло быть что иное. - Перестань, не старайся вымыть добела этого "эфиоплянина", перестань стремиться выжимать масло из этого "кремня и ожидать хороших плодов от этого худого дерева!" - вот что хотел бы я сказать каждой душе, которая верно, искренно относится к Господу и пути Его, и крикнуть каждому верному рабу Божию. "Но что же тогда случится с тем, что волнуется, поднимается, жаждет и жалеет исполнить свою страсть там, во мне?" - спрашиваешь ты. Разве я не ответственен даже за мысль, исходящую от туда, если она завистливая, похотливая, гневная или какая-либо вообще не святая мысль? - Да, конечно ты ответственен, ибо эта мысль осудила и обвинила тебя, как виновного в греховном действии, если только она могла возникнуть в тебе. "Но как мне освободиться от власти и лукавства этой ветхой природы?" - вздыхаешь ты так, как некогда Апостол: "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24). Заметь - он не выискивал какой-либо силы в себе, ПУТЬ, который дал бы ему победу, но ЛИЧНОСТЬ - КТО бы сделал это! И каково его ближайшее слово? - Это преисполненная благодарность, потому что Апостол знал Личность; он знал Спасителя, - это был его Избавитель, в Котором от нашел оправдание: "Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом" (Рим.7:25). В НЕМ СТОЯ И ЖИВЯ, Апостол нашел свободу от власти и закона греха и смерти, Как он сейчас показывает в 8-ой гл., 2 ст.; пребывая в Нем апостол видел через Духа Святого, как эта власть греха уже получила в Нем (во Христе) свой смертный удар (8:3); и как Апостол мог достигнуть праведности, которую требовал от него закон. Во ХРИСТЕ он видел ветхого человека уже распятым (Рим.6:5-6); ВО ХРИСТЕ ОН ПОСТИГ СВОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА (Рим.6:11). И так Апостол мог всегда отрекаться от ветхого человека, смотреть на него, как на приговоренного к смерти; быть ему чуждым, ненавидеть его. Это то, о чем наш Господь неоднократно так выражался - возненавидеть свою собственную жизнь, "потерять жизнь" ради Него, "отвергнуться себя".
Что ветхая природа еще существует, это не несчастье для нас, - у Бога милостивые и благословенные намерения в отношении ее. Но то будет нашим несчастьем, если она каким-либо образом сможет развивать свою жизнь и именно этим не дать проявлению жизни Христовой и даже вытеснить ее. Каждая попытка изменить эту природу ведет нас на ложный путь, делается средством, через которое укрепляется ветхая природа, потому что ветхий человек, вместо того, чтобы ему быть в смерти распятым и отвергнутым, - признается нами; и сам спускаешься из области жизни во Христе в область ветхого человека и там, конечно, запутываешься, как было с Евой, лишь только она поддалась нашептываниям змея. Не поддаваться обольщению змея было бы вернейшей и совершеннейшей победой Евы. Точно так и с нашим ветхим человеком.
Другое неверное средство - когда побуждают свое сердце к исполнению того или другого по воле Божией всевозможными побудительными доводами, даже если они почерпнуты из Писания и сами по себе хороши.
Существует очень много таких побуждающих доводов, которые связывают нас, принуждают и устремляют к святой жизни, показывая нам, как хороша, правильна и необходима такая жизнь. Там и авторитет Божий, в силу которого Он имеет право повелевать нами; там и Его вездесущность и всеведение, неизреченная радость небес или страшное мучение ада или урон, который мы терпим, когда жизнь наша проходит в самоискании, а Господь Иисус не получает ее, и так далее. Но мы не должны бы никогда забывать, что если такие побудительные причины делаются средством, привести нас к немедленному и действительному исполнению воли Божией, они направляют нас на нас самих и на нашу собственную силу; и мы - это не может быть иначе - должны потерпеть неудачу. Чтобы сказать наименьшее о подобной жизни, то я могу только уверить, что это не будет жизнь, о которой говорит Апостол: "И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20). Эти серьезные побудительные доводы и святые поощрения стоят в Писании и высказываются нам Духом Господним не столько с намерением понудить нас тот час приняться за дело, как для того, чтобы привести нас ко Христу, нашему великому всеоружию Божию, чтобы сокрыть нас в Нем, Который хочет быть нашей силой и нашей жизнью, и чтобы Он в то же время производил в нас хотение и действие по Своему благоволению. Если мы употребляем побудительные доводы ЕДИНСТВЕННО ДЛЯ ЭТОГО, то мы верно употребляем их.
Теперь мы подходим к правильным средствам для достижения истинного освящения. Я начну со средств БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ, которые гарантируют нам верную победу, потому что все другие средства только тогда могут сделаться сильными, когда эти сделаются действенными в нас и правилами для нашей жизни веры.
1. Прежде всего я бы хотел поставить здесь познание нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа и нашего отношения к Нему. Может кому и покажется это странным, потому что каждое же дитя Божие узнало Христа, и никто не может быть чадом Божиим, не узнав Его. Однако то, о чем идет дело, при нашем освящении, есть не то познание, которое нужно было обремененному грехами грешнику, чтобы найти мир в Крови Агнца, но то, которое нужно сплотившемуся с Ним члену тела Его, что бы видеть "неисследимые богатства Христовы" и быть участником в них. Если мы остановимся при познании Христа, полученном нами при первом начале, тогда едва ли возможен успех в освящении, потому что с духовным ростом чада Божия должно так же возрастать и познание Господа. Но как не многие возрастают в познании Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! - что и служит в большинстве случаев причиной низкого и жалкого уровня жизни веры. (2Пет.3:18). Здесь я просил бы понять меня, чтобы не вышло в дальнейшем недоразумения. Дело не идет о росте познания вообще, так же и не о познании различных учений Священного Писания или о ясном понимании и знании тех или иных темных и трудных мест его - в этом вовсе нет недостатка у большого числа искупленных, тогда как их возлюбленный Господь в великом и целом все же остается ОТНОСИТЕЛЬНО ЧУЖИМ для них. Всякое познание, без более глубокого познания дивной ЛИЧНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА, в лучшем случае только вкушение от дерева познания добра и зла, от которого ни в коем случае не может произойти жизнь. Дерево жизни - ОН САМ, и то о чем здесь идет речь, есть проникновение во Христа Иисуса и вкушение Его плодов, которые единственно и одни дают жизнь и силы.
Как печально, что Он, единственный Первоисточник всевозможных благословений небесных богатств, остается не исследованным, и по этой причине - полное незнание того, ЧТО ИМЕЕТСЯ У НЕГО И В НЕМ. Правда, весь ОН САМ дан нам, но то, в чем мы так нуждаемся, это - вникнуть во все частности того, что ОН ЕСТЬ, что ОН ИМЕЕТ, что ОН МОЖЕТ, и затем познавать, верить и осуществлять, что Он со всем, что ОН есть имеет или может - вполне и всецело принадлежит нам для непрестанного пользования.
Какая польза, например, получить в подарок богатейшие залежи золота, если они покоятся в сердце земли и никогда не строить шахты, чтобы спуститься и добыть этот драгоценный и благородный металл и через то действительно обогатиться? Утверждение, что ты - богатейший в мире человек, потому что владеешь этими несметными золотыми залежами, может быть истинным, но в действительности ни чрез утверждения, ни чрез твои залежи не делаешься богаче, но только тогда, когда эти сокровища будут извлечены обращены в текущий капитал. Так со Христом. Познай и исследуй Его!
Исследовали ли мы когда-нибудь в книге Господней все то, что истекает для нас из познания Иисуса Христа? Если мы хотим жизни, вечной жизни, которая одна может освятить нас, то ОН САМ говорит: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоан.17:3). Если мы хотим иметь твердую веру, то она может укрепиться только чрез ПОЗНАНИЕ ВСЯКОГО... ДОБРА ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ (Филим.6). Желаем ли мы благодати и мира в избытке, они не иначе приходят, как чрез познания Бога и ИИСУСА ХРИСТА (2Пет.1:2); нуждаемся ли мы во всевозможной Божественной силе Его, служащей для жизни и благочестия, она будет дарована нам чрез познание Призвавшего нас славою и благостью (2Пет.1:3). Чрез Него (познание) получили мы в дар самые великие и драгоценные обетования, именно, что чрез него (познание) мы будем причастниками Божеского естества (2Пет.1:4). Поэтому понятно, когда думающий уже о своем исходе отсюда Павел (Фил.1:23) все почитает тщетою ради превосходства познание Христа Иисуса (Фил.3:8), и Апостол никак не может отстать от того, чтобы "познать Его и силу воскресения Его и участие в страданиях, сообразуясь смерти Его"; и дальше - "чтобы достигнуть воскресения мертвых" (Фил.3:10-11). У Павла только одна страсть, именно - РАСПРОСТРАНЯТЬ БЛАГОУХАНИЕ ПОЗНАНИЯ Его на всяком месте (2Кор.2:14). Разве удивительно, что он непрестанно возносит Богу хвалу за все церкви и особенно, прежде всего, за их познание Иисуса Христа? (1Кор.1:5). Удивительно ли, что когда Апостол молится за верующих или увещевает их, он снова и снова желает им этого блага - Рим.15:14; 2Кор.8:7; Еф.1:17;4:13; Фил.1:9; Кол.1:9-10? И не делает ли того и Петр? - Прочти внимательно его второе послание и заметь: его последнее слово, которое мы имеем для церкви Божией, звучит: "Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный Аминь". (2Пет.3:18).
Почему же мы так особенно говорим об этом средстве? - Потому что как новорожденное дитя в княжеском доме очень мало знает и понимает об окружающих его богатствах, как оно часто еще годами не постигает его цены, так бывает со многими возрожденными - детьми Божиими. Часто по прошествии лет, даже десятков лет жизни веры иные верующие не лучше знают своего Господа, свое отношение к Нему и Его совершенному спасению, как знали это вначале; и если они не выхолят из этого печального состояния, то доходят до того, что признают его нормальным; они делаются нерадивыми для исследования, и поэтому ленивыми и бесплодными в этом познании (2Пет.1:8). Удивительно ли затем, если этих верующих постигает то, что говорит ап. Петр о таковых: "тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих (2Пет.1:9)?
Если хочешь и должен быть освящен всецело в Господе Христе, то непременно должен знать то, что ты имеешь в Нем; и если чрез Слово Господне для тебя на это подается свет, то достигнутое познание должно сделаться основанием твоей веры и твоего упования, по которому ты можешь действовать смело, без колебания. Итак, - учись прежде всего познавать, что ты имеешь не только некоторые блага и дары от Христа и чрез Него, но принял ЕГО САМОГО (Иоан.3:16; Кол.2:6; Иоан.1:12). Запечатлей глубоко в твоей душе, что ты сделался причастником ЕГО САМОГО (Евр.3:14), ОДНО ТЕЛО с Ним (Еф.3:6), член Его, то есть Главы (Еф.1:22-23), одно с Ним, КАК ВЕТВЬ ОДНО С ЛОЗОЙ (Иоан.15:4-5). Пусть непоколебимо твердо стоит для тебя то, что в Нем тебе уже ДАРОВАНО ВСЕ ПОТРЕБНОЕ для жизни и благочестия (2Пет.1:3), и знай навсегда, что Богом Он сделан ТЕБЕ ПРЕМУДРОСТЬЮ, ПРАВЕДНОСТЬЮ, ОСВЯЩЕНИЕМ И ИСКУПЛЕНИЕМ (1Кор.1:30), что ты обогатился в Нем всем и не имеешь недостатка ни в каком даровании (1Кор.1:5,7), но что "НЕИССЛЕДИМОЕ БОГАТСТВО ХРИСТОВО" (Еф.3:8) вполне и всецело стоит в твоем распоряжении, и таким образом ты принял "обилие благодати и дар праведности," чтобы, царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (Рим.5:17). Далее ты должен узнать, что Он не только 1900 лет тому назад был здесь для тебя, жил, страдал, умер и воскрес, но что ты именно ТЕПЕРЬ ОДНО С НИМ в Его смерти, Его воскресении и Его прославлении (Рим.6:4-5,11; Еф.2;5-6; Кол.2:11-13; 3:1-3), что Он в тебе и ты в Нем, даже что ты с Ним один дух (1Кор.6:17), и что все это отнюдь не надменность с твоей стороны, но действительность со стороны Божьей, потому что Господь открыл нам это в Слове Своем. Если эти и еще многие другие славные дары благодати, дарованные во Христе, доходят до сознательного познания у чада Божия, то оно с радостью начинает поднимать свою голову; оно видит, что для его многих и больших расходов, которые нужны для святой жизни, в распоряжении стоит бесконечный источник прихода, который есть Сам Иисус Христос. Уже чрез это видение и познание дитя Божие начинает вырастать из младенческого, детского духовного возраста, потому что без сомнения оно начинает пользоваться имуществом, которое завещал ему Отец его во Христе. Так говорит нам ап. Иоанн, - поступал он и его соученики. В своем Евангелии (1:14) Апостол любви открывает нам, что он вместе с другими видел великую полноту Христову, а в 16-ом стихе утверждает, что они смело черпали из этой полноты.
Если у чада Божия не доходит До этого преуспевающего, более глубокого познания Христа, то, по крайней мере частью, благодать Божия, то есть предложенное нам во Христе ИИСУСЕ богатство бывает принято тщетно; и хочешь ли или не хочешь, но несмотря на многие годы твоей христианской жизни, ты остаешься все-таки при начальных буквах божественного учения, остаешься в младенческом духовном возрасте (Евр.5:12).
Поэтому о, дитя Божие, учись познавать Христа и твое благословенное положение в Нем!
2. Следующее средство для нашего освящения есть наше непрестанное нахождение и пребывание ВО ХРИСТЕ. Мы только что видели, как рост в познании нашего Господа и Спасителя может показать нам Его так, как Его некогда видели ученики, именно - "полным благодати и истины", и мы чрез это познание будем побуждены точно так же; как они - принять от полноты Его "благодать на благодать". Но именно при этом принятии и присвоении многие верные дети Божий по недоразумению наталкиваются на большие затруднения. Именно - тысячи хотят получить силу Господню, Его милость, богатство, как ОТВЛЕЧЕННЫЕ ДАРЫ; хотят получить их, как некогда получили они прощение, мир, уверенность в спасении и тому подобное. Дети Божий начинают просить о них, молить, бороться за них со слезами, не подвигаясь, однако, ни на шаг вперед, потому что эти дары благодати УЖЕ ДАРОВАНЫ (2Пет.1:3-4), так что не нуждаются в наших слезах, чтобы вымолить их; кроме того, ОНИ ДАЮТСЯ НАМ ТОЛЬКО В ГОСПОДЕ И С НИМ, так что делаются нашей собственностью только чрез Его пребывание в нас и чрез наше пребывание в Нем. Однако, как НЕМНОГИЕ среди возлюбленных Божиих узнали, что лишь только они были возрождены, - они тоже стали одно со Христом: Он в них и они в Нем; таковые только и могут жить и ходить в сознании Его силы и Его полноты.
Жизнь веры многих могла сложиться подобно тому, как некогда сложилась моя, хотя бы обстановка и течение жизни и были различны: поэтому я надеюсь, что мои дорогие читатели разрешат мне сообщить из моего собственного опыта, какие именно затруднения явились мне для того, чтобы сделаться причастником тех благ и сил Христовых, в которых я нуждался для истинного освящения. Я это делаю отнюдь не для того, чтобы говорить о себе, но мною руководит единственное желание - разъяснить иному посредством этого причину его неудачи и, с другой стороны, - путь совершенно верной помощи.
Когда по милости Господней, я был обращен к Нему, во мне действительно возникла чудная, божественная жизнь. Сам Господь наполнил мое сердце, и оно горело служить только Ему во всем и повиноваться Ему одному. Было сплошною радостью исполнять Его волю, потому что она никогда не казалась мне тяжелой. Непорочная чистота проникла душу и ея силы, так что казалось невозможным, когда-либо еще совершить грех. Это длилось довольно продолжительное время и казалось, что Господь может вскоре отобразиться во мне. О, я очень хорошо помню, как в то время едва ли можно было огорчить меня; если кто пробовал это, то это не оставалось в моем сердце, потому что там, во мне, было нечто, что отражало искушение или препятствовало, чтобы я поддавался ему; а если кто-нибудь делал так, что удар действительно попадал, то все было тот час же прощено. Что это была сила свыше, - было мне очень ясно, хотя я еще не знал, что это был мой ГОСПОДЬ САМ, Который действовал во мне могущественно. Я был в те дни воистину мал, смирен и ничто в моих глазах. Я был в действительности кроток и мог многое перенести; во всех направлениях развивались, совершенно бессознательно, плоды Духа. В то время, однако я не видел всего этого; только после, когда все стало уже иначе и я смотрел назад на блаженное прошлое.
Но как же это случилось, что стало иначе? Может быть разные обстоятельства способствовали этому? - Одно обстоятельство было, вероятно, главной причиной. Дорогие, более пожилые верующие приписывали эту блаженную жизнь во мне действию первой любви, а не Христу и Духу Святому и неустанно повторяли, что все это переменится, потому что первая любовь не остается - она скоро проходит. Для доказательства эти верующие указывали мне на таких среди детей Божиих, которые уже много десятков лет странствовали по пути Господню и теперь пришли на довольно низкую ступень освящения. Вначале, в сознании чудесной силы во мне, я отклонил мысль, что может быть иначе в том смысле, как меня хотели уверить, и продолжал ревностно и беспрепятственно идти дальше по новому и живому пути. Мало-помалу, однако, эти поучения начали находить во мне место, особенно когда Господу было угодно - здесь и там поставить мне на вид мою собственную слабость и бессилие. Это сознание, различные искушения, то здесь, то там маленькие ошибки, которые должны бы только теснее связывать меня с Господом, чрез Которого я до тех пор постоянно побеждал, - наводил меня, однако, на все усиливающуюся мысль: это уже уход первой любви; и так как это, вероятно, действительно неизбежно, то наверное нет другого пути; я, хотя и против воли, с сопротивлением, однако же, буду, наконец, принужден сдаться. О, если бы мне тогда кто-нибудь мог сказать, что я могу преодолеть все сне силою возлюбившего нас (Рим.8:37), что МЫ "в истинном Сыне Его Иисусе Христе" (1Иоан.5:20), и что тот, "Кто В НАС, больше того кто в мире!" (1Иоан.4:4). К сожалению, я еще не видел всего этого сам; итак все шло медленно вниз - до малодушия, маловерия включительно - и, наконец, сошло на собственную почву, на которой продолжали свое духовное поприще все мои спутники.
Мало-помалу я начал замечать, как мое, некогда горевшее, сердце становилось холоднее в любви к Господу, братьям и слову, и что оно при том начало терять чуткость по отношению всегда опутывающего нас греха. Однажды мне стало ясно, что я не могу уже прощать так быстро: мне сделалось трудным то, что некогда было таким сладким; еще больше - когда я все-таки прощал, я все же не мог забыть; и когда хотел изгнать это из моего сердца, я не мог овладеть собою. Ветхое естество, испорченная природа снова проявлялась. Я видел так же, как гордость и высокомерие постепенно вползали в мое сердце, потому что я чувствовал себя хорошо, когда люди хвалили меня, и мне становилось больно, когда они порицали меня. Далее я очень тяжело ощущал, когда кто-нибудь говорил мне резкое слово, и я знал, что краска заливала мое лицо, если кто противоречил мне. Так шло во всех направлениях - везде нечистота, везде ошибки. Могло ли оставаться так далее? Что это не должно быть, я чувствовал очень глубоко. Но что мне необходимо было начать? - Я видел прекрасно, что должен бы остаться на раз достигнутой духовной высоте; и если не иначе, то по крайней мере - перед людьми. Я приложил все мои собственные силы, чтобы не дать проявиться тому, что не было согласно с Богом и моей совестью. Как радовался я, когда оно не пробивалось хотя бы наружу. О, эта работа собственной силой, это хотение добра, не находящее исполнения, это желание - быть угодным Богу с продолжающимся сознанием, что внутри тебя все гнило и нечисто. О, насколько жалким и несчастным в себе самом и пред Богом делает все это человека!
Так прошло семь или восемь лет, когда однажды попали мне в руки две брошюрки, которые показали мне мое несчастье совершенно так, как я узнал его в течении этих лет, а так же очень ясно подтвердили Писанием, что все мое несчастье уже устранено во Христе, моем Искупителе. Я видел, как в Нем были нагромождены все блага, которых я так жаждал, и путь к ним был очень простой, именно - путь веры. Как ни драгоценно прийти к этому свету, к такому познанию, - все же это еще не спасает, далеко еще не делает богатым и сильным в Нем, когда кто привык жить и ходить В СОБСТВЕННОЙ СИЛЕ. Так было и со мной. Каково же было дальнейшее мое начинание? О, я хотел принять все эти милости и богатства, обладать ими, чтобы быть в состоянии применить их в моей жизни и хождении. Так как в тех брошюрах было так ясно показано, что через веру - все наше, то я хотел добыть это себе верою, но тщетно. Я начал тогда молиться, вопиять и плакать пред Господом: "Господи, Ты видишь, у меня нет любви в моем сердце; дай мне любовь, дай мне благодать прощать, как Ты прощал. Ты знаешь также, у меня нет смирения; дай мне смирение, дай мне кротость и терпение, дай мне жажду к Слову Твоему," и так далее. Часто я говорил Господу: "Господи, Ты знаешь, это бесчестит Тебя, что я не имею этих драгоценных качеств, - они же должны украшать Твоих учеников, и я хочу иметь их только для Твоей славы". Иногда я выговаривал Ему: "Господи, это препятствует Твоему делу, если я не таков, каким должен быть; уже поэтому Ты должен бы дать мне их". И как ты думаешь, дорогой читатель, дал ли мне Господь все эти дары благодати? - Никоим образом! Наоборот, чем дальше, тем становился я несчастнее. Так как меня, однако, не покидало одно, именно - твердая, непоколебимая уверенность, что то, что я имел теперь и что составляло мой ежедневный опыт, -не может быть тем искуплением, которое таким тяжелым путем приобрел для меня Сын Божий, то я не оставлял моей
борьбы, но взывал к Нему почти до отчаяния. О, может быть, есть еще некоторые дорогие души, которые в подобном неведении безуспешно осаждают небесные врата? - Бог да успокоит вас пред Ним и да даст вам Свой свет, чтобы вы могли из вашего тревожного беспокойства войти в Его тишину и в Его субботний покой!
По истечении многих лет, когда я, однажды, снова так отчаянно осаждал Господа просьбою об этих дарах, случилось, что во время моей молитвы как бы кто-то крикнул мне: "Безумный, это совсем напрасно ты все равно не получишь их!" Я остановился в моей молитве и начал думать - может ли быть такой ответ от Господа или же он от врага? Когда я, уже успокоившись, раздумывал далее так, то мне как бы мягким, . но очень решительным образом были вспомянуты слова Господа: "Я в них, и они во Мне". В первое мгновение мне было совершенно не понятно - в какой связи могли бы быть эти два полученные выражения, но это продолжалось не долго, и мне, наконец, все стало ясно. Мне показалось, как бы Он, мой возлюбленный Господь и Спаситель, стоял за дверью моего сердца и показывал, что Он Сам должен быть там, внутри моей души, а не одни только столь желаемые мною дары благодати.
В действительности, до тех пор мне не было никакого дела до Него и Его ЖИТЕЛЬСТВА ВНУТРИ; мне только все хотелось достичь Его даров - они должны были восполнить мою бедность, мою великую нужду и вообще все потребности, тогда как Он Сам стоял перед дверью сердца и жаждал впуска. Я не знаю, знают ли все дети Божий, что существует такое состояние, когда Он у Своих детей стоит за дверью сердца? У них может быть тогда, много работы, много ревности, много хлопот и беготни, как у Марфы, но Его Самого нет во всем этом, и они точно так же, как и я был, несчастливы. О, знай же ты, искупленный Господом, те чудные слова в Откровении 3:20, где Он говорит: "Се, стою у двери", направлены не к необращенным, но к верующим, к тем, которых Он любит, которые заключены в Его раны. Я был тоже одним из таких. В то время, когда в течение многих лет Он обнаруживал предо мною мое несчастье, мое жалкое состояние, мою бедность, слепоту и наготу, чтобы я Его возжелал, - Он Сам должен был остаться вне. Чудо ли, если я, ища, вместо Него, только дары Его, - уходил с пустыми руками? Без сомнения, я еще больше оставил бы Его стоять у двери сердца, если бы Он снабдил меня Своими дарами; или же я, как блудный сын, пошел бы с ними в дальнюю сторону. Так бывает со многими детьми Божиими: они хотят иметь в своей жизни все прекрасные качества, Его любовь, кротость, смирение, силу, но они никогда даже не доходят до того, что ОН САМ должен быть тут.
Знаете ли вы, какое собственно отношение создалось у меня к Нему в то печальное время? - Я посадил Его там высоко, одесную Отца (Конечно, Он там и есть, но Священное Писание знает для искупленных также полное единство с Прославленным. - И.К.), сам же я остался в бедности и скудости на этой земле. Он был для меня неприступным, у Которого, однако, я выпрашивал некоторые дары, чтобы мне каким-нибудь образом свести концы с концами. Братья мои, так мы никогда не получим наших средств и сил для освящения; они никогда не приходят без Него Самого; они не могут отделиться от Его личности. Раз это становится понятным душе, то ей будет само собой вполне ясным, что Господь не посылает Своих даров, потому что Сам хочет жить в душе и наполнять ее Собою. Душа начинает так же видеть, что если она носит Его в себе, то становится при этом носительницей так же и Его силы, любви, святости, кротости, смирения и не может иметь недостатка ни в каком даре.
И мог ли Господь действовать с нами иначе? -Представьте себе человека, который всеми силами старается подойти к вам ближе и который, судя по всему, очень любит вас и пользуется всяким случаем, чтобы доказать свою дружбу. Вы, наконец, отдаетесь Ему - вы не можете больше сопротивляться; но вскоре вы откроете, что он искал вовсе не вас самих, а был заинтересован лить вашими дарами, вашим состоянием, чтобы получить из этого насколько возможно больше. Не закроется ли вскоре ваше сердце для него и не сделается ли тоже и с вашей рукой? - Не ищем ли мы в сущности, себя самих, а не Его, желая только Его даров благодати, Его благословений и всего исходящего от Него? О, как Он любит нас! И ради нас Он желает, чтобы мы приняли Его самого и пребыли в Нем!
Христос в нас, и мы во Христе - это единственное основание, на котором может быть достигнута цель Божия, сохранить нас от греха и преобразить нас в образ Христа; это единственное упование временной и вечной славы (Кол.1:27). Нет другого пути, и это тот путь, на котором ОН САМ и есть путь (Иоан.14:6), "НОВЫЙ И ЖИВОЙ" (Евреям 10:19), на котором и "не опытные не заблудятся" (Ис.35:8).
Посмотрим вкратце из Писания, как все зависит и все связано с нашим пребыванием во Христе и Его пребыванием в нас. Кто действительно занят истинным освящением и кто
верит слову Божию, того я попросил бы открыть следующие места Священного Писания и прочесть их со святым благоговением. Мы там находим, что -

только во Христе есть освобождение от греха, - 1Иоан.3:6; Рим.8:2-10;
только в НЕМ конец ветхой жизни и своего "Я", - Гал.2:19-20;
только в НЕМ конец жизни с миром, - Гал.6:14-15;
только в НЕМ всегда победа, - 2Кор.2:14;
только в Нем сила и крепость, - 1Кор.1:24; Еф.6:10; Ис.45:24; Иер.1б:19;
только в НЕМ мы обогатились всем 1Кор.1:5-7, 29-30;
только в НЕМ все обетования Божий "Да" и "аминь", - 2Кор.1:20;
только в НЕМ существует единство со всеми детьми Божиими, - Еф.4:16; Иоан.17:21-23;
только в НЕМ все ново, - 2Кор.5:17;
только в НЕМ возможно царствовать в жизни, - Рим.5:17,21;
только в НЕМ полнота, - Кол.2:10;
только в НЕМ мы можем молиться и быть услышанными, - Иоан.15:7;

и при том быть услышанными во всем! - Только это и есть молитва во Имя Его, когда дитя Божие имеет верою живущего в нем Христа и так пребывает во Христе. Оно является тогда во Христе. Оно является тогда перед Отцом, как если бы Христос являлся в нем. Ученики Господни ничего не просили во Имя Его, пока Господь не был прославлен (Иоан.16:24), потому что они еще не заняли этого положения во Христе, - это должно было еще последовать (Иоан.14:20).
Только в НЕМ мы можем приносить плоды (Иоан.15:4-5; Фил.1:11). - Что такое плоды? - Когда на ветви растет такой виноград, который совершенно той же породы, как лоза, то есть, если у нас, детей Божиих, будут такие добродетели, каковыми они были во Христе Самом: образ мысли, как Его (Фил.2:5), любовь, каковая она в Нем (Иоан.13:34-35; Еф.5:2), кротость и смирение, каковые Он проявлял (Мат.11:29), отдача Отцу, какую Он явил в Своей земной жизни (Иоан.5:19-20; 4:34).
Как возникают плоды на ветвях? - Они происходят чрез тесное соединение с лозой, которая производит их своим соком и своей силой. О, как много вещей бывает у детей Божиих, которые считаются плодами, и все-таки они вовсе не плоды, то есть не плоды Иисуса Христа, потому что они произведены не чрез Него, но дело их рук, их напряжений, рвения, где Ему не было дано места действовать. Поэтому Господь никогда и не признает этих плодов. Последние могут быть подражанием Его плоду, но эти плоды будут отброшены, как поддельные, подобно как отлично подделанные бумажные деньги объявляются знатоком фальшивыми. О, как много плодов, привешенных снаружи -как на наших рождественских елках - у тысячи тысяч детей Божиих! За этими плодами не было жизненной силы "дерева жизни" но,- рука, которая их искусно создала. Когда же настанет день, Тогда все, что на нас навешено, должно будет снято, - не будет ли с нами того же, что с рождественскими елками, когда с них обобраны их навешенные плоды? Мы все знаем, что тогда остается только колючий хворост (1Кор.3:14-15).

Итак, - все зависит от нашего пребывания во Христе и Его пребывания в нас!

Теперь возникает важный вопрос: как доходит дитя Божие до того, чтобы ему быть во Христе и Христу в Нем? Неописуемо драгоценно, что дерзновенно можешь сказать: нам не надо ТВОРИТЬ ЭТОГО ЕДИНСТВА с Ним в том случае, если мы истинно дети Божий. Если последнее - действительность, то мы - в Нем, и Он - в нас, уже прежде, чем мы это сами познаем. Посмотри на Апостолов и учеников Господних у Иоанна 14:20. Эта славная действительность уже существовала в них, но им не доставало еще сознания и познания ее. Поэтому возьми, брат мой, в руки Новый Завет, расследуй об этом важном предмете, и найдешь, что ты ИЗБРАН ВО ХРИСТЕ (Еф.1:4). Когда же это случилось? Ответ гласит: "прежде создания мира". Далее ВО ХРИСТЕ ты ПРЕДОПРЕДЕЛЕН Отцом к усыновлению (Еф.1:5); ВО ХРИСТЕ после того ты был создан в НОВУЮ ТВАРЬ (Еф.2:10); ВО ХРИСТЕ, наконец, ты УМЕР ДЛЯ ГРЕХА и В НЕМ ЖИВЕШЬ ДЛЯ БОГА (Рим.6:11). Все, что ты теперь перед Богом и чем вечно будешь, имеешь чрез единство с Сыном Божиим и притом - чрез то, что ты в Нем и Он в тебе. О, как жаль, если это еще не ясно в твоем сознании! Невозможно пользоваться чем-нибудь, о чем мы не имеем хотя бы малейшего представления. Так, например, электричество, которое теперь освещает наши улицы, двигает трамваи и развивает такие мощные силы, существовало в мире уже 6000 лет; людям не нужно было создавать его, но так как оно не было известно человеку, то оставалось всецело без применения. Люди совершенно не употребляли его, то есть они жили по отношению к нему так, как будто его вовсе не существовало. Так бывает со многими детьми Божиими относительно Христа: они обходятся с Ним как бы Он не был в них. Как же относился Он Сам к этой действительности? Мы видим, что Христос никогда не говорил ученикам: "займите ваше место во Мне" или "просите о том, чтобы Я был в вас", но - "ПРЕБУДЬТЕ во Мне, и Я в вас".
Что было столь несокрушимой действительностью для Христа, то должно сделаться и для нас тем же, тоесть, положение пребывания в Нем мы должны сделать чрез веру нашим, как ап. Павел, направляя нас к этому, говорит: "Верою вселится Христу в сердца ваши", чтобы быть "укрепленными и утвержденными в любви" (Ефесянам 3:17). Верою, - что это значит? Это значит: Его истинного сознательно носить в нас, действовать чрез Него уверенной душой, даже не чувствуя чего-либо от этого. Это значит - верою вполне сокрыться во Христе и при всех нападениях положиться на Него, так сказать,- окружающего нас Собою, как какая-либо неприступная крепость.
Если же нас спросят, как можем мы пребывать в Нем? - то мы опять должны сказать: ВЕРОЮ, потому что неверие всегда приводит и ставит нас на нашу собственную почву, где не приходится ожидать ничего, кроме одних поражений. Но мы только можем пребывать в Нем, как Он пребывал в Отце: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Иоан.15:10). То же условие Он ставит и для Своего вселения в нас: "Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоан.14:23), Он пребывал в Отце и Отец в Нем чрез действующее послушание: "Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Иоан.8:29), - объявляет Христос; и мы должны из этого заключит