Кто тут настоящий Мессия? Поднимите руку!

Джош Макдауэл    Апологетика

Аудиокнига "Не просто плотник" Джош Макдауэл
Часть 10

Иисус располагал немалым числом различных доказательств, подтверждающих, что он – Мессия, Божий Сын. В этой главе мы займёмся только одним из них, а именно – осуществлением в его жизни пророчеств.

Чтобы показать собеседникам, что он – Мессия, сам Иисус постоянно напоминал о пророчествах Ветхого Завета.

Вот Послание к Галатам (4:4): "Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом". Это – указание на то, что в Иисусе Христе осуществились пророчества.

"И начав от Моисея и от всех пророков, истолковал им во всех Писаниях то, что относится к Нему" (Лк. 24:27).

"И сказал им: вот слова Мои, которые Я говорил вам, когда ещё был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах о Мне" (там же, стих 44).

Он говорил:" Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо о Мне он написал". (Ин. 5:46). И ещё: " Авраам, отец ваш, возликовал, оттого что ему предстояло видеть день Мой: и увидел и возрадовался". (Ин. 8:56).

Апостолы (в том числе те, кто писал Новый Завет) постоянно указывали на свершившиеся пророчества, когда им нужно было доказать, что Иисус действительно Сын Божий, Мессия, Спаситель. "Бог же, как предвозвестил устами всех пророков пострадать Христу Его, так и исполнил." (Деян. 3:18).

"Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы поучал их от Писаний (т. е. из книг Ветхого Завета), объясняя и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых, и что это – Христос, тот Иисус, Которого я возвещаю вам" (Деян. 17:2-3).

"Ибо я передал вам во-первых то, что и принял: что Христос умер за грехи ваши по Писаниям (иными словами, смерть Христа была предсказана в Ветхом Завете, написанном задолго до его появления на земле), и что Он был погребён, и что Он воздвигнут был в третий день по Писаниям" (1 Кор. 15:3-4).

В Ветхом Завете есть около шестидесяти основных пророчеств и примерно 270 уточнений, которые сбылись в одном человеке: Иисусе Христе.

Полезно бывает рассматривать все эти предсказания, сбывшиеся во Христе, как его "паспорт". Вероятно, вы никогда в полной мере не отдавали себе отчёта, какое значение имеют точные данные вашего паспорта – а ведь именно эти мелочи и выделяют вас из четырёх миллиардов современников, живущих на нашей планете.



ИСТОРИЧЕСКИЙ "ПАСПОРТ"

Бог с ещё большей тщательностью вписал в историю приметы, выделяющие его Сына, Мессию, Спасителя человечества, из всех людей, когда-либо живших на земле – в прошлом, настоящем и будущем. Подробности этих примет записаны в Ветхом Завете. Этот документ создавался на протяжении 1000 лет, и он содержит более 300 указаний на его пришествие. По теории вероятности, есть всего лишь один шанс из 10157, что даже сорок восемь таких пророчеств могут сбыться в одном человеке.

Задача определения человека по указаниям, данным Богом, усложняется ещё и тем фактом, что все пророчества относительно Мессии были произнесены по крайней мере за 400 лет до того, как ему суждено было явиться к людям.

Тут, конечно, некоторые могут возразить, что, мол, эти пророчества были написаны уже после Христа и просто подогнаны так, чтобы совпадать с его жизнью. Возражение это может на первый взгляд показаться обоснованным, но только если не знать, что уже где-то в 150-200 годах до н. э. древнееврейский текст Ветхого Завета был переведён на греческий. Этот греческий перевод доказывает, что момент записи этих пророчеств отделён от их осуществления во Христе по меньшей мере двумя столетиями.

Разумеется, лишь настоящий Мессия мог совпасть с приметами, данными Богом. Известно примерно сорок случаев, когда люди утверждали, что они еврейские Мессии. Но лишь один из них – Иисус Христос – опирался при этом на свершившиеся пророчества, и лишь в его случае доказательства были убедительными.

Итак, что же это за подробности? Какие события должны были предшествовать или совпадать с пришествием Сына Божьего?

Для начала нам придётся вернуться к книге Бытия (3:15). Это – первое мессианское пророчество. Во всем Писании лишь один человек рождается от "семени жены" – все остальные рождаются от семени мужа. Здесь говорится о человеке, который придёт в мир и разрушит творения Сатаны ("будет поражать тебя в голову").

В Бытии (гл. 9 и 10) Бог далее уточняет приметы. У Ноя было три сына: Сим, Иафет и Хам. Любой из ныне существующих народов происходит от одного из трёх братьев. Но этим своим высказыванием Бог по существу отнимает возможность рождения Мессии у двух третей народов. Мессия придёт только в потомках Сима.

Затем, приближаясь к 2000 г. до н. э., мы видим, что Бог призвал человека по имени Авраам из Ура Халдейского. В разговоре с Авраамом Бог выражается ещё более конкретно, уточняя, что Мессия будет одним из его потомков (Быт. 12, 17, 22). Все семьи на земле будут благословлены через Авраама. Когда у Авраама родились два сына, Исаак и Измаил, Бог избрал второго сына, Исаака, и тем ещё более сузил круг (Быт. 17, 21).

У Исаака было два сына: Иаков и Исав. И Бог избрал потомство Иакова (Быт. 28, 35:10-12; Числ. 24:17).

У Иакова было двенадцать сыновей, от которых и произошли двенадцать колен Израилевых. Бог отверг одиннадцать из двенадцати колен израилевых и выделил колено Иуды. Из всех потомков Иуды выбор Бога пал только на ветвь, идущую от Иессея (Ис. 11:1-5). Круг всё сужается...

У Иессея было восемь детей. Но во Второй книге Царств (7:12-16) и у пророка Иеремии (23:5) Бог отвергает семь восьмых потомства Иессея: мы узнаём, что Божий Посланец будет не только от семени женщины, не только потомком Сима, не только из евреев, не только потомком Исаака, Иакова, Иуды, но также – что он будет из дома Давида.

Пророчество, датированное 1012 г. до н. э. (Пс. 21:7-19; Зах. 12:10; сравни Гал. 3:13), предрекает, что руки и ноги этого Посланца будут пронзены (то есть так, как это бывает при распятии). Описание это сделано за 800 лет до того, как подобного рода казнь была (римлянами) введена.

Исайя (7:14) добавляет, что родится он от девственницы: естественные роды при неестественном зачатии – это уже элемент, выходящий за рамки человеческих возможностей и контроля.

Несколько пророчеств у Исайи (8:14; 28:16; 49:6; 50:6; 52:53; 60:3;) и в Псалтыри (21:8, 9; 117:22;) описывают общественную атмосферу и реакцию, которая будет ждать Посланца Божьего: его собственный народ, евреи, отвергнут его, а неевреи поверят в него.

До него придёт его провозвестник (Ис. 40:3; Мал. 3:1), – "глас вопиющего в пустыне", готовящий путь Господу,– Иоанн Креститель.



ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ

Необходимо отметить также и семь уточнений в пророчествах, которые всё более конкретизируют грядущую драму (Зах. 11:11-13; Пс. 40; ср. Иер. 32:6-15 и Мф. 27:3-10).

Бог указывает, что Мессия

1) будет предан,
2) что предаст его друг,
3) за тридцать монет,
4) что монеты будут из серебра,
5) что они будут брошены на пол
6) храма,
7) и что на них будет куплено поле горшечника.

В Мих. 5:2 из всех городов на земле Бог выбрал Вифлеем, с населением менее 1000 человек, как место рождения Мессии.

Затем, в целом ряде пророчеств он указал даже и период времени, когда придёт его Посланец. Например, в Малахии 3:1 и в четырёх других местах Ветхого Завета сказано, что Мессия должен прийти, пока ещё стоит Иерусалимский храм. Это пророчество имеет огромное значение, ибо храм этот был разрушен в 70 г. н. э. и не восстановлен до сих пор.

Точная генеалогия, место, время и способ рождения, реакция людей, предательство, вид казни... Всё это – лишь незначительная часть тех сотен подробностей, из которых составляется "паспорт", по которому можно узнать Сына Божьего, Мессию, Спасителя человечества.



А МОЖЕТ, ЭТО БЫЛО ПРОСТО СОВПАДЕНИЕ?

"Подумаешь, частично эти пророчества сбылись в Дж. Кеннеди, М. Л. Кинге, Г. А. Насере, и т. п.", – отвечает критик.

Да, может быть, можно найти двух или трёх людей, в жизни которых сбылось несколько пророчеств, – но далеко не все шестьдесят главных пророчеств и 270 уточнений. Ксати, если вы сумеете найти кого-нибудь, кроме Иисуса, живущего ныне или умершего, в жизни которого сбылась только половина пророчеств о Мессии, перечисленных в книге "Мессия в обоих Заветах" Фреда Джона Мелдау, то американское издательство "Крисчиан Виктори Паблишинг Компани" (г. Денвер, штат Колорадо) готово выплатить вам приз в 1000 долларов.


В предисловии к книге Питера Стонера "Наука говорит" секретарь Американского Научного общества Х. Харольд Харцлер пишет:

"Рукопись книги "Наука говорит" была тщательно изучена комитетом, состоявшим из членов Американского Научного общества, а также Исполнительным комитетом этого общества. Члены обоих комитетов пришли к заключению, что в целом книга эта достоверна и точна в том, что касается научного материала, в ней содержащегося. Имеющийся в ней математический анализ основан на принципах теории вероятностей, не вызывающих никаких возражений; профессор Стонер использовал эти принципы надлежащим и убедительным образом".

Помещённые ниже примеры вероятностей взяты нами из этой книги, чтобы продемонстрировать, что теория вероятностей исключает возможность совпадения в данном случае.

Стонер говорит, что, применив современные методы теории вероятностей к восьми пророчествам, "мы получаем в результате следующее: вероятность того, что какой-либо человек мог бы дожить до сегодняшнего дня и осуществить все эти восемь пророчеств, равна 1/10(17)". Это значит – один шанс из 100 000 000 000 000 000. Чтобы помочь нам представить себе эту сумму, Стонер даёт такой пример: "предположим, мы возьмём 10(17) серебрянных долларов и разложим их по территории Техаса. Они покроют собой весь штат слоем в 60 см. Теперь мы пометим один такой доллар, после чего как следует перемешаем все монеты на всей территории. После этого мы завязываем какому-нибудь человеку глаза и говорим ему, что он может двигаться в любом направлении,но он должен найти этот серебрянный доллар и сказать, что это именно он. Какова вероятность, что он найдёт помеченный доллар? Сколько у него шансов на успех? Так вот, если авторы писали эти восемь пророчеств, исходя лишь из своих частных соображений, у этих пророчеств было бы ровно столько же шансов сбыться в одном и том же человеке, за всё время с момента их написания и до наших дней.

Итак: либо пророчества эти были Божьим откровением, либо пророки записывали их, исходя из собственных представлений о ходе истории. В этом случае вероятность, что они сбудуться, была 1 к 10(17), и однако же все они сбылись во Христе.

Таким образом, простой факт, что все эти восемь пророчеств сбылись, является доказательством, что записаны они были по Божественному вдохновению с точностью, которой не хватает всего лишь 1/10(17), чтобы быть абсолютной".



ЕЩЁ ОДНО ВОЗРАЖЕНИЕ.

Возражение это заключается в том, что Иисус сознательно пытался осуществить пророчества Ветхого Завета. Оно кажется убедительным, но лишь на первый взгляд. Дело в том, что очень многие подробности пришествия Мессии, как они были записаны в пророчествах, абсолютно не поддаются человеческому контролю.

Например, место рождения. Неужели можно представить, что Иисус говорит в утробе Марии, сидящей верхом на осле:" Мам, не успеем..."? Когда Ирод спросил у первосвященников и книжников: "Где должно родиться Христу?" – они ответили ему: "В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка" (Мф. 2:5).

Время его прихода. Способ рождения. Предательство Иуды и цена этого предательства. Вид казни. Реакция людей: издевательства, плевки, изумление. То, как бросали кости за его одежды; то, что не разорвали его одежды, и т. п.

Половина пророчеств была такова, что он никак не мог повлиять на их осуществление. Он не мог по своей воле родиться "от семени жены", от потомков Сима и Авраама и пр. Поэтому не удивительно, что Иисус и апостолы использовали сбывшиеся пророчества как доказательство того, что он – Мессия.

Зачем Богу понадобились такие сложности?

Я думаю, он хотел, чтобы у Иисуса Христа были все доказательства, когда он пришёл к людям.

Но самое важное – что Иисус Христос пришёл, чтобы изменить жизнь человеческую. Только в нём сбылись сотни пророчеств Ветхого Завета, в которых говорилось о его приходе. И лишь он может осуществить величайшее пророчество, для тех, кто его примет, – обещание новой жизни:

"И дам вам сердце новое и дух новый дам вам... Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, вот наступило новое." (Иез. 36:25-27; 2 Кор. 5:17).



10 НЕУЖЕЛИ НЕТ ДРУГИХ ПУТЕЙ?

Недавно в Техасском университете один студент задал мне вопрос:

– А почему Иисус – единственный путь к Богу?

Перед тем я рассказал, что Иисус утверждал, что он – единственный путь к Богу, что свидетельства Писаний и апостолов достоверны, и что у нас достаточно доказательств, чтобы обосновать веру в Иисуса как в Спасителя и Бога.

И после всего этого – вопрос: "Почему Иисус? Неужели нет других путей к Богу? А как же Будда? Магомет? Неужели недостаточно, чтобы человек просто вёл праведную жизнь? Если Бог так исполнен любви, неужели он не захочет принять всех людей такими, как они есть?"

Доводилось мне слышать и такое:

– Ну ладно, вы доказали, что Иисус Христос – Сын Божий. Но неужели к Богу нет других путей, кроме как через Иисуса?

Обе эти реакции весьма характерны для наших современников. Меня очень часто спрашивают, почему человек должен веровать в Иисуса как в Христа и Господа, чтобы приблизиться к Богу и получить прощение грехов. Я ответил этому студенту, что многие не понимают природы Бога.

Обычно люди ставят вопрос так: "Как же может любящий Бог допустить, чтобы человек попал в ад?". Я бы скорее спросил: "Как может святой, справедливый Бог допустить до себя грешника?"

Неверное понимание природы и характера Бога много раз лежало в основе бесконечных теологических и этических проблем. Многие понимают, что Бог – любящий. Но на этом они и останавливаются.

Дело же в том, что Бог – не только Бог любви. Он ведь ещё и праведный, справедливый и святой Бог.

По сути дела, мы знаем Бога через его качества. Но качество не есть часть Бога. Когда-то я думал, что если взять все свойства Бога: святость, любовь, справедливость, праведность – и сложить их, то полученная сумма и будет Бог. Это неверно. Свойство не есть часть Бога; это – нечто, что Богу присуще.

Например, когда мы говорим: "Бог есть любовь", мы не имеем в виду, что любовь – это часть Бога. Мы подразумеваем,что любовь – это свойство, присущее Богу. Когда Бог любит, то это просто естественное его проявление.

Существует проблема, возникшая в результате того, что человечество вошло в грех. В вечности прошлого Бог решил создать мужчину и женщину. Я нахожу в Библии указания на то, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы разделить с ними любовь и славу.

Но когда Адам и Ева взбунтовались и пошли своим собственным путём, человечество узнало грех. С этого момента люди стали грешными, то есть оторванными от Бога. Бог оказался в весьма затруднительном положении. Он сотворил мужчин и женщин, чтобы они делили с ним его славу, а они ослушались его совета и приказа и выбрали путь греха. И он обратился к ним с любовью, чтобы их спасти.

Но поскольку он не только любящий, но и святой, справедливый и праведный Бог, то сама его природа требует уничтожения любого грешника. В Библии сказано: "Ибо плата за грех – смерть". Так что, если можно так сказать, перед Богом встала проблема.

И вот Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – принимает решение: Иисус, Бог Сын, воплотится в человека. Он станет Богочеловеком. Это описано в Евангелии от Иоанна (1:14): "И Слово стало плотью и обитало среди нас". А в Послании к Филиппийцам (2:7) говорится, что Христос Иисус... "уничижил Себя,... быв в подобии человеческом и по виду став как человек".

Иисус был Богочеловек. Он был человеком, как если бы никогда не был Богом, и в то же время Богом, как если бы никогда не был человеком. По собственному выбору он жил безгрешной жизнью, полностью подчиняясь Отцу. Библейское речение "плата за грех – смерть" было неприменимо к нему. И поскольку он был не только смертным человеком, но и бессмертным Богом, у него была беспредельная возможность взять на себя грехи мира.

Когда он взошёл на крест почти 2000 лет назад, то святой, справедливый и праведный гнев Бога был излит на его же Сына. И когда Иисус сказал:"Совершилось!" – справедливость и праведность Бога были удовлетворены полностью. В известном смысле, смерть Иисуса вернула Богу свободу относиться к человечеству с любовью, не испытывая необходимости уничтожить грешника, ибо через смерть Иисуса на кресте удовлетворена была Божья праведность.

Я часто задаю людям вопрос: "Ради кого умер Иисус?" Обычно мне отвечают: "Ради меня", или "Ради человечества". А я говорю: "Да, это всё верно, но ради кого ещё?" В ответ следует: "Ну, не знаю". Тогда отвечаю я: "Ради Бога Отца".

Понимаете, Христос умер не только ради нас, но и ради Отца. Об этом говорится в третьей главе Послания к Римлянам: "жертва умилостивления", то есть удовлетворение требования. И когда Иисус умер на кресте, он умер не только за нас; он умер, чтобы удовлетворить святые и справедливые требования самой природы Бога.

Несколько лет назад в Калифорнии произошёл случай, который помогает понять, как смерть Иисуса разрешила проблему, стоявшую перед Богом: как реагировать на греховность человечества? Полиция задержала молодую женщину за превышение скорости за рулём. Против неё было возбуждено дело; на суде судья спросил, признаёт ли она себя виновной. Она признала вину. Судья опустил свой молоток и присудил её к штрафу в 100 долларов, или же к 10-дневному тюремному заключению. А потом произошло нечто вовсе неожиданное. Судья встал из-за стола, снял мантию, обошёл вокруг барьера, где находилась подсудимая, и сам заплатил штраф. Что же произошло?

Просто судья был отцом этой женщины. Он любил свою дочь, но он был справедливый судья. Его дочь нарушила закон, и он не мог сказать ей: "Я тебя так люблю, что я тебя прощаю. Ты свободна. "Если бы он это сделал, то был бы плохим судьёй. Он бы попустительствовал нарушению закона. Но он так её любил, что снял судейскую мантию, покинул своё место, и уже как отец, заплатил за неё штраф.

Этот случай в какой-то мере помогает понять, что для нас сделал Бог через Иисуса Христа. Мы согрешили. В Библии сказано: "плата за грех – смерть". И как бы Бог нас не любил, он должен был опустить свой судейский молоток и сказать: "Смерть!" Ибо он праведный и справедливый Бог. И однако, будучи Богом, он настолько нас любил, что сошёл со своего трона в образе человека Христа Иисуса и заплатил за нас смертью Иисуса на кресте.

Тут многие спрашивают: "А почему Бог не мог просто простить?" Один директор крупной корпорации сказал:

– Мои подчинённые часто делают что-нибудь не так: ломают что-нибудь, например, – и я всегда их прощаю. Так как же, по-вашему: я могу, а Бог – не может?

Люди не в состоянии понять, что любое прощение сопряжено с платой. Например, моя дочка разбила дома лампу. Как любящий и готовый простить отец, я беру её на колени, успокаиваю её и говорю:

– Не плачь, доченька. Папа любит и прощает.

В этом месте обычно собеседник вставляет:

– Ну вот, и Бог должен бы поступить так же!

Тогда я спрашиваю:

– А кто платит за лампу?..

Ведь плачу-то я! Прощению всегда есть цена. Например, кто-нибудь вас оскорбляет в присутствии других людей, а потом вы благородно говорите: "Я вас прощаю". Кто платит за оскорбление? Вы.

Именно так Бог и поступил. Он сказал: "Я прощаю вас". Но он сам и заплатил за это прощение: распятием.

***
Если вы получили назидание через этот материал, то, пожалуйста, поделитесь им с другими. Многие люди ищут, но не знают где его найти. Помогите им найти!

В приложении «Капли Сота» есть большой выбор проповедей на разные темы. Христианские аудио альбомы, аудио книги, библейские игры и другое. Если у вас нет этого приложения, то скачайте его на сайте www.kaplisota.com/app/

Вопросы или пожелания пишите kaplisotaapp@gmail.com


KapliSota.com